logo search
FILOSOFIYa

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Общенаучные методы используются группой наук.

 Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

Необходимость выбора и обоснования методов породила специфичную область философского и научно-теоретического знания – методологию.

 Соотношение теории и метода.

В общем случае, теория – результат процесса познания; метод – способ постижения и построения этого знания.

Однако в философии каждое теоретическое понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод.

В силу этого, философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

 Проблема метода в философии – познаваем вообще мир или нет и как его познавать…

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уточнение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики бытия в голове человека, в его сознании.

Диалектика как учение о развитии, рассматривает три круга проблем:

1)особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений,

2)вопрос об источнике развития,

3)его формах. Еще древнегреческими философами высказывались гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира.

В середине века активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения в учениях Коперника, Бруно и Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Гораздо дальше своих предшественников пошел Гегель, который подытожил историю диалектики.

Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику.

Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям.

Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое; для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга.

Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении развитии; метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту.

В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях; метафизика во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне не противоречивыми.

Метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, т.к. был связан с начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные данные вне связи с другими. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Диалектика вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из: 1)принципа объективности, т.е. не подменять объективную реальность субъективной;

2)принципа всеобщей связи, требующей всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений;

3)принцип развития, т.е. как развивается все сущее;

4)принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление;

5) принцип выделения основного звена в цепи событий в процессе человеческой деятельности; 6)при анализе общественных явлений необходимо учитывать конкретные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Это основа диалектического стиля мышления исследователя.