logo
FILOSOFIYa

Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.

После написания Марксом «Экономическо-философских рукописей 1844 года» в ходе критики своих прежних единомышленников - младогегельянцев и своего последнего кумира - Фейербаха им были заложены основы учения, получившего впоследствии название исторического материализма.

Суть критики младогегельянства, проходящий через обе совместные работы Маркса и Энгельса, состоит в том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.

Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные.

В истории наблюдаются разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность периодизировать историю, классифицируя типы общества - «общественные формации» - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.

В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Все это, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще. И эта наука призвана не просто констатировать деление истории обществана формации, а каждой формации - на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное - почему общество развивается, переходя от формации к формации.

Общество - некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

МАТЕРИАЛЬНОЕ  ПРОИЗВОДСТВО наряду с духовным  одно из основных слагаемых  общественного производства. В его  содержание входит процесс  превращения предметов природы в продукты общественного и личного  пользования и общественные отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется. Иначе  говоря, его необходимыми сторонами являются производительные силы и производственные отношения. Их единство часто именуется способом производства. Такое обозначение материального производства идет от И.В. Сталина. Оно, однако, не  согласуется с трактовкой понятия «способ производства», данной в работах Маркса, Энгельса, Ленина и ряда других марксистов. В  последних данное понятие используется, как правило, для обозначения  только одной стороны производства, производственных отношений. Это важно иметь в виду, поскольку у  названных авторов понятие способа производства в отмеченном смысле является исходным при  характеристике общественного бытия, общественно-экономической формации, экономического базиса, предмета экономической науки и других явлений. Материальное производство играет определяющую роль в жизни общества. Вместе с изменением его исторических типов  (первобытного, античного, феодального,  капиталистического) более или  менее быстро происходят  изменения во всех основных  компонентах общества: социальной  структуре, политической организации, правовых законах,  господствующем мировоззрении, социальной психологии и т. д. Развитие  материального производства имеет внутренние источники. Они связаны прежде всего с диалектикой производительных сил и  производственных отношений.  Основным выражением этой диалектики является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону (содержание  которого, кстати, нередко искажается путем замены выраженного в нем характера взаимосвязи сторон производства их простым  взаимодействием) материальное  производство достигает тем больших успехов, чем полнее содержание, особенности производственных отношений будут  соответствовать состоянию, потребностям, тенденциям развития производительных сил, их характеру и  уровню. С развитием общества роль производства несколько меняется. Оставаясь определяющим фактором истории, оно сохраняет роль основы общественной  жизни, но причины, источники, импульсы общественного развития,  исходившие ранее непосредственно от производства, все больше  связываются с теми научными,  конструкторскими, творческими идеями, изобретениями, новшествами,  которые создаются в основном вне  производства. Постоянное и  интенсивное развитие производства  приводит со временем к появлению  многих жизненно острых проблем,  связанных с экономическими,  экологическими, демографическими и  другими кризисами. Это вызывает  необходимость существенно новых подходов к масштабам,  направленности, формам развития  производства. Учение об определяющей роли материального производства, о  диалектике производительных сил и производственных отношений  имеет большое методологическое,  мировоззренческое значение: оно  выражает исходное положение в  понимании истории, выделяет наиболее важную задачу общественных наук, является существенным критерием при определении общественного места каждого человека, его связи с общественно-необходимым трудом.