Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
После написания Марксом «Экономическо-философских рукописей 1844 года» в ходе критики своих прежних единомышленников - младогегельянцев и своего последнего кумира - Фейербаха им были заложены основы учения, получившего впоследствии название исторического материализма.
Суть критики младогегельянства, проходящий через обе совместные работы Маркса и Энгельса, состоит в том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.
Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные.
В истории наблюдаются разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность периодизировать историю, классифицируя типы общества - «общественные формации» - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.
В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Все это, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще. И эта наука призвана не просто констатировать деление истории обществана формации, а каждой формации - на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное - почему общество развивается, переходя от формации к формации.
Общество - некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО наряду с духовным одно из основных слагаемых общественного производства. В его содержание входит процесс превращения предметов природы в продукты общественного и личного пользования и общественные отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется. Иначе говоря, его необходимыми сторонами являются производительные силы и производственные отношения. Их единство часто именуется способом производства. Такое обозначение материального производства идет от И.В. Сталина. Оно, однако, не согласуется с трактовкой понятия «способ производства», данной в работах Маркса, Энгельса, Ленина и ряда других марксистов. В последних данное понятие используется, как правило, для обозначения только одной стороны производства, производственных отношений. Это важно иметь в виду, поскольку у названных авторов понятие способа производства в отмеченном смысле является исходным при характеристике общественного бытия, общественно-экономической формации, экономического базиса, предмета экономической науки и других явлений. Материальное производство играет определяющую роль в жизни общества. Вместе с изменением его исторических типов (первобытного, античного, феодального, капиталистического) более или менее быстро происходят изменения во всех основных компонентах общества: социальной структуре, политической организации, правовых законах, господствующем мировоззрении, социальной психологии и т. д. Развитие материального производства имеет внутренние источники. Они связаны прежде всего с диалектикой производительных сил и производственных отношений. Основным выражением этой диалектики является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону (содержание которого, кстати, нередко искажается путем замены выраженного в нем характера взаимосвязи сторон производства их простым взаимодействием) материальное производство достигает тем больших успехов, чем полнее содержание, особенности производственных отношений будут соответствовать состоянию, потребностям, тенденциям развития производительных сил, их характеру и уровню. С развитием общества роль производства несколько меняется. Оставаясь определяющим фактором истории, оно сохраняет роль основы общественной жизни, но причины, источники, импульсы общественного развития, исходившие ранее непосредственно от производства, все больше связываются с теми научными, конструкторскими, творческими идеями, изобретениями, новшествами, которые создаются в основном вне производства. Постоянное и интенсивное развитие производства приводит со временем к появлению многих жизненно острых проблем, связанных с экономическими, экологическими, демографическими и другими кризисами. Это вызывает необходимость существенно новых подходов к масштабам, направленности, формам развития производства. Учение об определяющей роли материального производства, о диалектике производительных сил и производственных отношений имеет большое методологическое, мировоззренческое значение: оно выражает исходное положение в понимании истории, выделяет наиболее важную задачу общественных наук, является существенным критерием при определении общественного места каждого человека, его связи с общественно-необходимым трудом.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации