Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
Культура и цивилизация: различие и единство.
Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.
Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.
Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.
Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.
Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.
Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.
Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.
Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.
Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации