Движущие силы и субъекты исторического процесса.
Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы, классы, нации, личности.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.
Основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации, когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.
Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей, которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории, основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда они всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность не может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации