Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
XIX в. - начало XX в.
Классическая философия XVII-XIX вв. твердо верила в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Прогресс, совершенствование разума, его очищение должны осуществляться через науку, научное познание, просвещение масс, демократию. Такова триада. Для выполнения этой задачи знание должно быть отчетливым, ясным, доказательным, приведенным к понятийно-логической структуре. Философы периода классики верили в возможность рационального познания общечеловеческих гуманистических идеалов, идеала свободы, принципа достоинства человеческой личности.
Вопросы о личной свободе, правах, страданиях тоже разрабатывались, но в русле всеобщего. Как и во все времена, имели место идеи и школы мистического, агностического и скептического направления. Рационализм господствовал до середины XIX в., а все остальные течения - это ответвления от великого русла реки Знания.
"Философия жизни". Артур Шопенгауэр (1788-1860) в 1818 г. написал "Мир как воля и представление". Основная идея: мир - это свободная, автономная воля человека. Опираясь вначале на кантовский постулат о примате практического разума, Шопенгауэр выступил против превращения воли в придаток разума. Волевые акты, считал он, во многом определяют направленность ума и результаты разумного познания. Отсюда критика традиционного рационализма. Воля неподконтрольна разуму, она родственна тайным, непознанным силам. Мир сконструирован Шопенгауэром как реализованная воля и представление.
Психоанализ. З. Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, врач-психиатр, не был философом, но его творчество и результаты научных исканий оказали огромное воздействие на интеллектуалов XX в. Психоанализ открыл бессознательное, специально его изучал и широко толковал философски. С помощью сознания человек формирует свое собственное "Я" (эго). Материализм и атеизм учения З. Фрейда оказал воздействие на ряд современных течений философии. Важнейшие труды З. Фрейда: "Толкование сновидений" (1900); "Тотем и табу" (1912); "Лекции по введению в психоанализ" (1916-1917); "Я и Оно" (1923); "Будущее одной иллюзии" (1927) и др. В нашей стране до 1929 г. работал специальный Институт психоанализа, имелась своя школа психоаналитиков, труды 3. Фрейда широко печатались.
К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил сходство между типическими его образованиями (архетипы) и похожими образами, структурами (герои мифов разных народов, эпосы, сказки и героические образы сновидений, других бессознательных процессов). Работал над проблемой "коллективного бессознательного".
Экзистенциализм (от лат. existentia - существование). Предтечей его считают Ф.М. Достоевского. Возник в годы первой мировой войны в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов); в Германии сформировался после Первой Мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), позже - во Франции (А. Камю, Ж.П. Сартр, Г. Марсель и др.). Экзистенциализм противоположен сциентистским системам. Экзистенциалисты рассуждают так: человек постоянно находится в страхе, беспокойстве, испытывает ощущение заброшенности, неустроенности, поэтому вынужден философствовать, чтобы сохранить свое наличное бытие. Акцент их теоретических изысканий делается на внутреннем мире человека, который ускользает от науки. Категории экзистенциализма: "человеческое бытие", "экзистенция", "страх", "ничто", "пограничная ситуация". "Ничто" не является объектом мысли, так как это не особая сущность.
Философская герменевтика: школа и метод
Возникновение герменевтики как особого философского течения относится к последней четверти XX века. Она претендует на универсальность и подчинение себе других существующих школ философии Западной Европы. Это стало "выражением кризиса доверия" к теориям, концепциям, тезисам и лозунгам, проявлением разочарования во всех прежних философских учениях на Западе. В том же духе высказался и крупнейший современный западногерманский герменевтик Ганс Георг Гадамер в своем главном сочинении "Истина и метод. Основные черты философской герменевтики" (1960): "Мы утратили то наивное неведение, с помощью которого традиционные понятия призваны были поддерживать собственное мышление человека".
Сам по себе термин "герменевтика" и соответствующее ему основное понятие возникли в глубокой древности. Как известно, в древнегреческой мифологии Гермес считался изобретателем языка и письменности и вестником воли богов. "Воля" эта подчас выражалась, например, в изречениях оракулов, в очень сжатой, обычно двусмысленной и загадочной форме, она нуждалась в разъяснении, истолковании, нередко грубо аллегорическом. Следовательно, под непосредственно-образным слоем изречения должен быть выявлен внутренний, отличающийся от внешне-предметного смысл. "Герменевтика" и стала означать искусство истолкования, обеспечивающее при помощи различных технических правил, а также интуиции, догадок правильное понимание полученного свыше известия.
Основателем герменевтики Нового времени считают Фридриха Шлейермахера, немецкого богослова и философа, близкого к иенским романтикам. В своей философии, никогда, впрочем, не получившей четкого оформления, он соединял религиозно-идеалистический вариант пантеизма с некоторыми кантианскими идеями, и прежде всего акцентом на самоценность индивидуальной личности. В наши дни на Западе Шлейермахера популяризируют более всего как основателя религиозно-протестантской герменевтики.
В XX веке герменевтика претерпела еще одно существенное изменение: в экзистенциализме М. Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение, а вскоре, в соответствии с претензией экзистенциалистов на универсальность их метода, - во всеобщую методологию. "Герменевтика, - заявил Гадамер, - ... есть универсальный аспект философии, а не только методологический базис так называемых гуманитарных наук"1.
На герменевтику как на искусство толкования символов уповал и основатель немецкого экзистенциализма Карл Ясперс. Ссылаясь на слова Канта в "Критике способности суждения", что "символическое есть только вид интуитивного"1, Ясперс определил задачу герменевтики как достижение посредством интуиции понимания тех символов, "шифров", которыми сфера трансцендентного "говорит" через тех или иных выдающихся мыслителей. Он различал три основных различных языка (вида шифров) и в том числе язык человеческой коммуникации и спекулятивный язык ("третий язык"), который близок к поэтическому словотворчеству2. Добавим, что к герменевтикам относит себя ныне и так называемый "положительный" немецкий экзистенциалист Отто Больнов.
Среди философских герменевтиков XX века второго поколения выделяется Карл-Отто Апель. Он соединил герменевтику с психоанализом и позитивизмом, в том числе с витген-штейнианской концепцией языка как "игры". В его трудах призывы сделать герменевтику более "объективной".
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации