Проблема истины в философии
Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни. Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. 1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины. 2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины. 3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). 4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика. 5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время. Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно: субъективна и объективна (этот человек порядочный); абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует); относительна и абсолютна (пример с атомом).
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного. В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. По сути дела вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств. И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия . Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я». Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.
Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию. Но интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации