logo search
Философия Мочалова Н

Проблема сознания в философии(стр38)

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляет сознательные образы, которые не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которого они возникли.

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая — к Платону. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Сознание является частью психики.

Сознание непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия. Оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание.

В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Практика общения с Богом – молитва. Молитву сопровождают душевные переживания. Они становятся предметом внимания средневековых философов.

Начиная с Плотина и Августина сознание рассматривается не как нечто лучшее и высокое, что есть в духовном опыте человека. Благодаря сознанию человек понимает, что он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание есть отпадение человека от вечности: бытие во времени, а значит в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего – это сущность сознания. Часто сознание мешает человеку в его деятельности.

В Новое время произошло переоткрытие проблемы сознания. Это происходило в обстановке, когда человек отказывался от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности. Единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.

Новая метафора сознания: сознание – некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром.

Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового Времени.

Сознание – это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам). Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны.

Маркс открывает одно онтологическое обстоятельство: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Возникновение той или иной формационной структуры должно сопровождаться изменением сознания, перестройкой сознания, присущего предыдущей формации. Отклонение от среднего содержания сознания для каждого рабочего ничтожно мало, и потому стало возможным говорить об общественном сознании. Словосочетание «общественное сознание» не поняли бы ни Плотин, ни Декарт. Сознание – одновременно и условие существования общества, и обусловленное им. Впервые в истории философии Маркс стал изучать сознание, «вплетенное» в бытие людей. По Марксу, сознание есть всегда «мое сознание». Например, каждый верует в Бога на «свой лад».

Свойства сознания: