43. Истина и заблуждение. Критерии истины
Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений.
Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
Абсолютная истина и абсолютное в истине. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.
Конкретность истины и догматизм. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.
Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом. Особую важность конкретно-исторический подход приобретает в анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику различных странах.
О критериях истинности знания. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». (*неподвижность Земли)
Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.
Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Смешно было бы ставить на голосование в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того или иного утверждения.
В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или (косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.
В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
43. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.Ценность знания определена мерой его истинностиЧеловечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман.Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
44. Практика и теория.(с точки зрения марксизма)
(в статье было до фига примеров революций, восхваления Ленина, Сталина и т.д.)
Марксизм рассматривает теорию и практику в неразрывной связи и взаимодействии, притом решающей стороной этого взаимодействия марксизм считает практику. Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества.
Практикаесть прежде всего материально-производственная деятельность, ибо от неё зависит существование общества, она есть основа жизни людей. Практика включает в себя как один из важнейших составных элементов революционно-преобразующую деятельность классов, социальных групп, имеющую целью уничтожение отживших свой век общественных порядков и утверждение новых, передовых порядков, способствующих развитию общества. Теориявырастает на основе практики и является результатом обобщения практического опыта масс. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ.
Тезис марксизма о том, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания». Потребности практики, практической деятельности имели и имеют решающее значение для развития наук, научных теорий. Так, уже с самого начала развития науки потребности пастушеских и земледельческих народов, потребности мореплавания вызвали к жизни астрономию, математику. Особенно быстро развиваются науки, естественнонаучные теории после средневековья, в связи с зарождением и развитием капиталистического производства. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-таки обязаны производству».
Вырастая на основе практической деятельности людей, теория, однако, обладает огромной силой воздействия на самую практику. Являясь обобщением опыта, практики, теория даёт людям перспективу в их практической деятельности
Единство теории и практики марксизм понимает диалектически, учитывая в этом единстве момент противоречия. В ходе развития закономерно возникают противоречия между некоторыми старыми теориями, теоретическими положениями, научными формулами и новыми данными практики. Это противоречие преодолевается путём обобщения новой практики и приведения в соответствие с ней теории, теоретических положений. Практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности познания .
45.Рассудок и разум.
1)Рассудок и разум — в тесном смысле — два вида мыслительной деятельности человека, различие и взаимное отношение которых понималось неодинаково в тех или других философских учениях.
Разум — высшая форма деятельности, по сравнению с рассудком (Бруно, Шеллинг) и др. Рассудок является мыслящей душой, способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт), он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант).(Википедия)
2)Противопоставление Раз., как более высокой "способности души", Рас.первоначально было связано с идеей разграничения земного и небесного миров, радикально различающихся по своей природе. Рас.способен познавать лишь земное, т.е. относительное и конечное; Раз. же, сущность которого в целеполагании, должен раскрывать сущность небесного, т.е. абсолютного, бесконечного, божественного. В дальнейшем к этому основанию разграничения Рас.и Раз. добавилось еще одно, связанное с диалектикой и ее основным положением о единстве и борьбе противоположностей как источнике всякого развития: Рас.не диалектичен, он разводит противоположности и рассматривает их поодиночке; Раз. же способен схватывать противоположности в их единстве. Требование мыслить противоречиво, явно несовместимое с известным еще Аристотелю логическим противоречия законом, позднее стало "ядром" как диалектики Г.В.Ф. Гегеля, так и диалектики марксизма- ленинизма. Утверждалось даже, что Рас, руководствующийся (формальной) логикой, годен лишь для повседневного общения; для решения глубоких, в особенности филос. и научных, проблем необходим Раз., владеющий диалектикой. Напр., С.Л. Франк благоразумно сохранял логический закон противоречия для "привычного (отвлеченного) знания", однако, обращаясь к более высокому филос. знанию, считал нужным прибегать к противоречивому мышлению: "О каких бы логически уловимых противоположностях ни шла речь - о единстве и множестве, духе и теле, жизни и смерти, вечности и времени, добре и зле, творце и творении, - в конечном итоге мы всюду стоим перед тем соотношением, что логически раздельное, основанное на взаимном отрицании, вместе с тем внутренне слито, пронизывает друг друга - что одно не есть другое и вместе с тем и есть это другое, и только с ним, в нем и через него есть то, что оно подлинно есть в своей последней глубине и полноте".
Гегель противопоставлял Раз.как "бесконечное" мышление Рас. как "конечному" мышлению и полагал, что на стадии Раз. мышление становится свободной, не связанной к.-л. внешними ограничениями спонтанной активностью духа. Различению Рас.и Раз. может быть придана какая-то ясность, только если предполагается, что существуют два принципиально разных мира: несовершенный и совершенный (земной и небесный миры; нынешнее несовершенное общество и будущее совершенное коммунистическое общество и т.п.). Для познания первого из них, взятого в изоляции, достаточно Рас, для познания второго мира и его связей с первым необходима самая высокая ступень познания - Раз., причем диалектический Р.
Отказ от противопоставления небесного мира земному и последующий крах коммунистической утопии и нужной для ее обоснования диалектики привели в конечном счете к тому, что противопоставление Рас.и Раз. потеряло даже слабые намеки на ясность.
46.Эпохи в развитии науки и их специфика.
(Хрень полнейшая, если будет время нужно найти что-нибудь новое)
Классика.
Начиная с эпохи Научной революции обычно выделяют три основных этапаразвития науки: классическую науку XVII–XIX вв., неклассическую науку первойполовины и середины XX в. и современную неонеклассическую науку. На наш взгляд,наука XVII–XVIII столетий не может считаться вполне классической, если под классикойпонимать зрелое состояние науки.Прежние учения не отбрасываются как ложные, но их применениеограничивается определенной сферой. В рассматриваемый период зрелости в указанномсмысле достигает только одна научная дисциплина – механика. С нее начинаетсясозревание науки в целом, но это не более чем начало.О деятельности каких бы ученых в данный отрезок времени речь ни вести, в ихтворческом методе обнаруживается нечто сущностносамотождественное, отличающее ихпоисковые усилия от усилий позднейших последователей. Системаправил и навыков, принятых классикой, отличалась единством и однородностью. Ученые-классики(Галилея и Бойля,Гука и Румфорда, Ньютона и Гюйгенса, Максвелла и Герца, Гаусса и Кантора, Томсона) разделяли и исповедовали единое научно-изыскательское кредо.
Познание сложного всегда начинается с простейшего. В самой классическоймеханике Ньютона – Эйлера, миррассматривается как совокупность законченных и в принципе неизменных объектов,которые функционируют и взаимодействуют также по неизменным законам.Примечательной чертой наук этого периода является сильная идеализациядействительности.Другие черты идейного облика науки того периода также тесно связаны с этимстилем мышления. Это, во-первых, креационизм, т. е. убеждение в том, что мир сотворенбогом в неизменном по существу виде.Во-вторых, этодетерминизм – убеждение в том, что все явления целиком определяются причинно-силовым взаимодействием отдельных тел (именно так трактует связь явлений ньютоновамеханика. В XIX существенноизменяется сам предмет научного рассмотрения. Отражение функционирования и связей«готовых» предметов дополняется изучением их качественной эволюции, а в идейнойсфере развертывается борьба между креационизмом и активно атакующим егоэволюционизмом.Вообще, классическая диалектика не признает «принципа детерминизма», ейизвестен только принцип всеобщей связи, т. е. его элементы взаимосвязаны и помимо причинно-следственных отношений.
Неклассика.
Точки поворота от классики к неклассике—релятивистская и квантовая теории.(замена дальнодействияблизкодействием, замена принципа относительности Галилея принципом относительностиЭйнштейна, релятивизация пространственно-временных отношений и т. д.).Неклассику от классикиотделяет пропасть, мировоззренческий, общекультурный барьер, несовместность качества мысли. Теоретический поиск опирается втаких случаях на сверхэмпирическиерегулятивы (простота, красота, сохранение,соответствие), к которым принадлежат и принципы симметрии. В современной науке“стараются угадать математический аппарат, оперирующий с величинами, о которых илио части которых заранее вообще не ясно, что они означают”. Внеклассикеудовлетворяются признаками прагматичности, инструментальности, эффективности. И классика и неклассика сходятся в одном:задача науки — раскрытие природы бытия, постижение истины. Обоснованием выделенияи обособления неонеклассического этапа выступает, следовательно, фактор ценности:сосредоточение на вопросе понимания не того, “что есть” (истина о мире), а того, “чтодолжно быть” (потребный проект мира).
Неонеклассика.
Неклассическая цепочка “знание-реальность” трансформируется внеонеклассическое кольцо “реальное знание и его человеческий потенциал вонаучиваемой реальности”.Неонеклассика знаменуется предельным заполнением мира многосвязнойкультурной тканью, тотализацией познаваемости и – вследствие этого – специфическимразмыванием (но не разрушением) и трансформацией как внутреннего пространства, так иповерхности субъекта, о которых говорилось выше.В мир науки вступает желание, а точнее воля – не как объект познания, допустим, впсихологии, а как формообразующий фактор. Если раньше интерес к предмету,необходимый для совершения научных открытий, выводился за рамки исследования, апознание истины считалось абсолютной ценностью, то сейчас ситуация изменилась.Несмотря ни на какие нравственные запреты, формулируемые, скажем, противниками
клонирования человека, воля как сочетание желания и власти делают эти исследованиянеизбежными.Интересное движение происходит в отношении времени. Время классическогосубъекта - вечность, а пространство - точка. В неклассике субъект получает объем, а еговремя принимает своеобразное течение и протяженность. Пространство-время субъектасоотносится, но не совпадает с пространством-временем объекта. Для неонеклассикихарактерен субъект, внутреннее пространство которого практически совпадает спространством объекта. Что же касается времени, то оно сжимается в точку, посколькууже нет возможности отличить один момент от другого. Это сжатие обусловленодоведением до логического конца научного представления об изохронности.Не отбрасывая укорененность науки в самой себе, неонеклассика переводит волюкак направленное силовое воздействие субъекта из области психологизма, выводимогонеклассикой за рамки науки, в методологическую плоскость. Любое познавательноевзаимодействие с объектом изменяет не только субъекта, но и объект - это и естьприложение к нему силы. В таком случае познавательный акт принципиально приобретаетчерты волевого и силового действия.
47.Человек в компьютерном мире. Информационное общество
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационныетехнологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
48.Природа человека. Социальное и биологическое в человеке.
Человек, как и все другие живые существа —часть природы и продукт природной, биологической эволюции.. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.
Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:
—производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии; —изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
—может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п. );
—способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
—свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как“Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире —в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.
Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.
49.Формации и цивилизации в истории общества.
Формация и цивилизация представляют собой каждая особый срез развития общества. Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная, но обе эти категории связаны с понятием социума и включаются в описание законов его развития.
Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности. Наиболее ярким представителем данного подхода является К. Маркс. С его точки зрения развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. Маркс выделял пять формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы. Многие идеи К. Маркса и его последователей, безусловно, находят свое подтверждение в процессе анализа развития различных обществ, и прежде всего стран Европы. Однако как целостный подход к интерпретации исторического процесса теория К. Маркса имеет ряд недостатков и ограничений. В настоящее время ряд ученых-обществоведов ставят под сомнение идею существования универсальных стадий, а также конечной кульминационной точки развития социальной системы и, таким образом, склоняются к цивилизационному подходу в объяснении общественного развития.
Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной,социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада). В первой половине XX века в рамках этой парадигмы наибольшую известность приобрели теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали существования единой истории человечества, опираясь в своих теоретических построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями. В настоящее время обществоведы чаще занимают позицию золотой середины между двумя крайностями в исследовании исторического процесса. Они признают и существование различий между культурами и цивилизациями, и наличие существенных общих черт в их развитии.
50.Глобальные проблемы современности.
К числу Г.П.С. относятся следующие их группы:
политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие Г.П.С, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.
В суммарном виде могут быть выделены три основные группы Г.П.С.
1) Проблемы предотвращения мировой термоядерной войны, обеспечения безопасности людей, устранения экономической отсталости отдельных стран, ликвидации голода, нищеты и неграмотности.
2) Проблемы, возникшие в результате взаимодействия общества и природы. Необходимы беспрецедентные усилия по предотвращению загрязнения окружающей среды и сохранению ее качества; рациональное использование наличных природных ископаемых и поиски новых энергетических ресурсов; обеспечение человечества сырьем и продовольствием; освоение океана и космического пространства и др.
3) Проблемы, обусловленные отношением человека и общества: возникли задачи ограничения стремительного роста населения; предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса, ведущих к биологической деградации человека; борьбы с распространением алкоголизма и наркомании; совершенствования здравоохранения и образования и др.
Г.П.С, будучи порождены ходом предшествующего общественного развития, достигли необычайной остроты к началу 21 в. в силу крайне усилившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития различных государств. Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение Г.П.С. предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на коэволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования, сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических и теоретических положений и представлений.
Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех
народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
- 2 Предмет философии
- 4 Исторические этапы развития философии
- 4 Функции философии
- 5 Культура мышления
- 6 От мифологии к философии
- 7 Основные этапы развития античной философии
- 8Космологизм античной философии
- 9. Античная диалектика Диалектика в Античности
- 10 Социальные проблемы античной философии
- 11. Особенности Средневековой философии
- 12 Философия эпохи возрождения.
- 14. Механико-материалитистическая картина мира
- . Галилео Галилей и рождение опытного естествознания.
- 4.Иоган Кеплер и открытие законов небесной механики.
- 15.Философия нового времени.
- 16. Европейская философия нового времени.
- 17 Философия эпохи Просвещения.
- 18 Неклассическая философия втор. Половина хiх (20ый век можно почитать дополнительно)
- 19. Особенности философских взглядов фейербаха
- 1. Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3. Антропология Фейербаха.
- 4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
- 5. Гносеология Фейербаха.
- 6. Социально-политическая философия.
- 20.Метод и система Гегеля. Диалектика (муть полнейшая х_х)
- 21.Особенности философских взглядов канта
- 22.Философиямарксизмаи ее современная оценка
- 23.Особенности дореволюционной российской философии.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- 24.Основные направления современной западной философии.
- 25. Категория бытия и материи
- 26. Возникновение и социальная сущность сознания
- 27. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 28. Идеальное и материальное
- 29. Формы общественного сознания
- 30. Философия о смысле жизни человека
- 31. Филосовские концепции о сущности и строении общества
- 32. Философская картина мира
- 33. Исторический процесс.Прогресс и регресс
- 34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.
- 35. Ценностные ориентации личности
- 36.Процесс индивидуализации и социализации
- 37.Процесс познания
- 38.Чувственное и рациональное в процессе познания
- 39.Обыденное и научное познание. Мир повседневности
- 40. Эмпирическое и теоретическое познание
- 41.Специфика научного познания
- 42. Формы познавательной деятельности
- 43. Истина и заблуждение. Критерии истины