9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии — прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и психологии на основе всеобъемлющего принципа этического рационализма, каковой для ал-Фарабй являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Аль-Фараби был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»).
Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фарабй отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению целостности. Общие оценки философии Аль-Фараби неоднозначны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в трудах ал-Фарабй основания для утверждения тезиса о творческом развитии перипатетизма, о новом и первом после аристотелевского истинно философском синтезе (М. Калстон, А. X. Касымжанов).
Утверждаемый Аль-Фараби особого рода синтетизм проявился в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представлению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Новой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменившейся культурно-исторической обстановке явилась такая особая грань утверждаемого ал-Фарабй синтетизма, как стремление представить «извечную» философию и позднее появившуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религией же — символически и рито рически
Аль-Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сыну, Ибн Баджжу, Ибн Туфаилау Ибн Рушдау а также на Маймонида В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения Аль-Фараби о классификации наук, разуме и двойственной истине, а также астрономические и физические воззрения (оптика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напрямую через немногие переводы на еврейский и латинский языки Из оригинальных работ ал-Фарабй наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.
Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,