22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.
Различные определения культуры
Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…
«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]
«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
«общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
«вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3];
признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура[источник не указан 40 дней].
набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д
В латинском языке слово имеет несколько значений:
возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);
земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
поклонение, почитание (potentis amici H).[5]
Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.
Традиции и новации в культуре
Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований.
Вывод: традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации.
Проблема типологии культур
Само понятие "типология" (или "классификация") каких-либо явлений отражает стремление исследователя упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. В принципе подобных оснований для типологизации может быть несчетное множество (любой объект обладает сотнями характеристик), и ученый выбирает для себя тот признак, изучение которого в наибольшей мере раскрывает интересующие его черты и свойства объектов. Главным и обязательным методическим условием любой систематизации (типологизации, классификации) должно быть очевидное единство избранного основания, как необходимое условия для рассмотрения данной группы объектов в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих объектов в какой-то ряд или иерархию. При этом, как правило, подобный ряд или иерархия выстраиваются в связи с увеличением или убыванием числа каких-либо существенных признаков, хотя могут иметь место классификации, связанные с разницей не количественных показателей, а каких-то других признаков; например, на основании разных принципов и типов организационного построения объектов, единых по своему субстрактному составу. Такие типы классификаций часто применяются при изучении человеческих обществ, единых в том, что все они являются устойчивыми группами людей, но консолидированными по разным причинам и по-разному организованными.
В качестве основного принципа для типологизации культур используются черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе, реализация которого порождает соответствующие формы социально организации и регуляции, нормы, нравы и обычаи, оценочные критерии, отношения к человеческой личности и т.п.
23.Различные определения человека и их значение: человек разумный,человек деятельный,человек играющий,общественное животное,животное символическое. Все философы, так илииначе, стремятся проникнуть в тайну человека – “венца природы”, “чуда света”,“красы вселенной”, “символического”, “религиозного”, “политического”животного, существа “разумного”, “умелого”, “деятельного”, “играющего”,короче говоря, самого уникального из всех уникальных и мало разгаданных.Сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризма,различных проявлений антрополятрии (возведения человека в предмет поклонения)имеются и другие воззрения на человека, в которых традиционные философскиепредставления об уникальности человека, его близости к Богу обозначаются каккакой-то миф или предрассудок. Особенно характерным в этом плане являетсявзгляд Ф.Ницше, видевшего в человеке деградировавшее, биологически ущербноеживотное, “болезнь Земли”, правила жизнедеятельности которого срослись сзаконами страшного сна. Множественность образов человека, его безмернаясложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в егофилософском ином постижении, в адекватно-истинном отражении. Философское учение о человеке, философское осознание человеком самого себя неявляются, как отмечено, единственной антропологией, а только одной из многих.Имеет ли такая антропология (антропософия) право на отдельное существование,быть одной из относительно самостоятельных частей философского знания? Вопросэтот не праздный и решается он не всегда однозначно.Есть, например, философы – К.Ясперс, Т.И.Ойзерман и другие, - которые дают наэтот вопрос отрицательный ответ. Ясперс связывает невозможность любойфилософской антропологии с тем, что человек не является стабильным и потому онём нельзя достичь чёткого знания, дать о нём окончательное суждение. Этапозиция, как видно, основывается на понимании философского знания как такого,которое, по мнению С.Л.Франка и многих других философов, предполагаетосмысление “сверх-временно-общего”, т.е. вечного, непреходящего”.) Проанализировав сущность человека, сравнив мнения мыслителей всех времён, япришла к выводу, что философская антропология, как и другие антропологическиедисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному,исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи,обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовнойслагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействоватьсозданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенногосодержания.Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки,целостного знания, представленного многочисленными специальными науками.Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексномчеловековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает длячастных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Самафилософия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общуютеорию обществоведения и природоведения.Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.
24. Природа человека: начало биологическое и начало социальное.
Человек — биосоциальное существо. Это опровергает тезис о том, что человек — это чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена и ставит вопрос о соотношении природно¬го и социального в человеке, о их взаимовлиянии друг на друга и о их единстве.Прежде всего, как социальное повлияло на биологическую при¬роду людей? Мир социальных значений, в который попадает че¬ловек в процессе культивирования как самого себя, так и средств своей жизнедеятельности, безграничен. Каждая сделанная вещь, каждое новое отношение к природе и каждое изменение в родовом коллективе, вызываемое необходимостью решать возникающие проблемы (а их число непрерывно возрастает), все это требует нервного напряжения, работы ума, гибкости в приспособлении к окружающим условиям, подвижности и сознательности в реакциях на родо-племенные, гражданские и имущественные отношения. Естественно, что шансов выжить в таких условиях больше у тех индивидов, которые располагают биологической и психологической предрасположенностью жить в обществе, обладают лучшей способностью анализировать социальную реальность. Социальная среда, таким образом, становится важнейшим фактором естественного отбора.Через «сито» социальных отношений просеивались те, кто обнаруживал большую понятливость и терпимость в отношениях в рамках родового коллектива, глубже проникал в мир социальных значений и эффективнее работал с социальной информацией. «Низколобые» существа с агрессивным характером, животным эгоизмом имели меньше шансов уцелеть в быстро меняющемся мире социальных отношений.Разделение труда способствовало известной специализации работников. Такая специализация породила умственный и физический труд, что также наложило свой отпечаток на биологические особенности индивидов.О том, как мир социальных отношений повлиял на психику людей, можно видеть на примере мимики и жестов, доставшихся им от животных. То, что у животных — непроизвольное выражение их внутреннего состояния, у людей приобретает социальную значимость. Рабская зависимость от господина заставляет раба падать ниц перед хозяином. Поклон становится знаком подчинения уважающего себя человека высшей власти. Наклон головы — согласие индивида, вынужденного подчиняться авторитету.Анализируя жесты и мимику, Гегель отмечает, что в обществе они ставятся на службу социальным отношениям и в определенной степени выражают культурный уровень развития индивида. «Покачивание головой означает отрицание, ибо этим мы хотим выразить наше колебание… Вскидывание головы выражает презрение, возвышение себя над кем-то. Сморщивание носа означает отвращение, как к чему-то плохо пахнущему. Наморщивание лба служит показателем рассерженности, самососредоточения в себе против другого. Вытянутое лицо делается у нас, когда мы чувствуем себя обманутыми в нашем ожидании… Впрочем,.. образованному человеку нет надобности быть расточительным на мины и жесты, в своей речи он обладает ценнейшим и наиболее гибким средством своего выражения; ибо язык способен непосредственно воспринимать и передавать все видоизменения представления»«Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия, — отмечает Фромм. — Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохра¬нить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизнен¬ном смысле, как и то, что служит телесному комфорту. И самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей систе¬мы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способ¬ность к действию, и в конечном счете — осознание себя как лич¬ность. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под со¬мнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным интересам»Подчиняя себе природное, социальное, однако, не может полностью вытеснить природное в человеке. «Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному» К сказанному Энгельсом можно добавить, что такое освобождение человека от биологического начала было бы для него катастрофой. Биология имеет значение не только для прошлого людей. Она непременное условие и сегодняшнего их существования. Социальное в человеке настолько срослось с биологическим, что оно просто невозможно без биологического сопровождения. Так биологическое несовершенство человека в сравнении с биологической специализацией животных, его неприспособленность к жизни в определенной природной нише является условием его универсальности и способности изменять природною среду в своих интересах. Дети животных практически с момента своего появления на свет готовы к определенному образу жизни. В сравнении с ними ребенок человека биологически выглядит совершенно беспомощным. Зато его природа пластична. Он готов к овладению сложнейшими социальными способами поведения, в том числе и речью. Утрата этой возможности невозместима.Становление человека — это объективный процесс, в который задействован биологический ор¬ганизм, имеющий миллионнолетнюю историю и обладающий слож¬ными физиологическими и психологическими механизмами. Их знание и социальное, культурное сохранение является обязатель¬ным для развития общества. Культура же не появляется в резуль¬тате естественного отбора, она прямой результат дополнения и модификации естественных потребностей предка человека. При¬рода человека — это тот дичок, на который прививаются в процессе исторического развития социокультурные качества, и чрез¬вычайно важно, чтобы социальные требования не шли вразрез с биологией людей, а биологическое соответствовало социальным требованиям. В противном случае человека ждет биологическое вырождение и гибель.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,