12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
К основоположникам Немецкой классической философии относят таких философов: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных, по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд па природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа - основа духа. Она же должна явиться основой и почвой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762 - 1814) и Ф. Шеллинг (1775 - 1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был лично знаком и состоял в переписке) .Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской “вещи самой, по себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме “инобытия” в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,