15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,