- Киевская Русь,
- Московское Государство,
- Российская империя,
- Советская Российская Федерация,
- Соврем. Россия, Российская Федерация.
Одной из важных проблем соц-ии явл-ся, во-1ых, проблема соц. изменений – это переход соц. сис-м, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.
Соц. изменения – фундаментальные изменения происходящие с течением времени в культуре, структуре поведения и др. Роль соц. изменений прослеживается более ясно после событий оказавших влияние на общ-во (Октябрьская революция, 2ая Мировая война, афганская война) и др. | |
Вычленим факторы соц. изменений общ-ва. | |
Физическ. среда – среда обитания, адаптация |
|
Ученые выделяют из направлений соц. изменений и развития:
А)соц. прогресс – особый тип развития общества, Б) соц. регресс - особый тип развития общества, движение соц.
при котором оно в целом или сис-м по нисходящей
отдельные его элементы линии от боле развитых к
переходят на более высокую менее развитым.
ступень, стадию зрелости.
Это движение общ-ва: Это движение общ-ва:
По восходящей линии, 1. По нисходящей линии
от низшего к высшему от высшего к низшему
От менее совершен. 2. От лучшего к худше-
к более совершенному му, к деградации
К большей устойчивости 3. К меньшей жизнеспо-
и жизнеспособности собности и неста-
общ-ва бильности общ-ва
например: например:
прогресс науки и техники разрушение людьми окружающей среды
Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершен. к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в общ-ве и проявл-ся, например:
в совершенствовании средств производства и рабочей силы;
в развитии общ-вен. разделения труда и росте его производительности;
в новых достижениях науки ;
в улучшении усл-ий жизни людей;
Регресс (от лат. – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уравнения благосостояния людей, в распространении в общ-ве курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличения смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.
38 Утверждая прямую зависимость социальных перемен от изменений в технике, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную роль по отношению к техническим системам. Техника – это независимая переменная, социальная система – зависимая переменная.
- Каковы на Ваш взгляд «плюсы» и «минусы» концепций технократизма?
- Дайте оценку приведенному высказыванию. Аргументируйте свою позицию
ТЕОРИЯ ТЕХНОКРАТИЗМА - социально-философские и социально-экономические представления и концепции, обосновывающие необх-ть и неизбежность возрастания в общ-ве роли технической интеллигенции (специалистов). Центральное понятие Т.Т. - технократия, под которой обычно понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государствен. устройства, при котором экономическ. и политическ. власть находится под контролем технических специалистов. Одна из 1ых концепций технократизма была разработана Вебленом. Она отразила обозначившееся в начале 20 ст. несоответствие м/у темпами изменения техники и формами организации деят-ти, общ-вен. жизни в целом, в частности, противостояние интересов технократии (руководителей производствен. процесса) и бизнеса. Технократы в кач-ве приоритета видят общ-венный процесс в целом и необх-ть устранения порождаемых им противоречий. Представители бизнеса, собственники на первое место ставят частный интерес. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основан. на научно-технических знаниях и инф-ии, не подвластного идеологиям классическ. типа. В 50-60-е 20 в. - нач-ся 2ой этап в развитии идеи технократизма. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Техническ. прогресс и связан. с ним организацион. сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупн. корпораций, власть в кот-х принадлежит технократии. Тем самым общ-во может трактоваться, в конечном счете, как сис-ма принятия реш-ий - техноструктура (при сохранении значительн. роли государства). Третий этап (70-90-е) эволюции Т.Т. связан с еще больш. возрастанием в мире роли инф-ион. технологий, формированием единой инф-ион. инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира. Традицион. мех-мы принятия политических реш-ий по идеологическ. мотивам рассма3ваются как причина некомпетентности и безответственности. В такой ситуации значение технических специалистов, способных повлиять на принятие адекватных реш-ий в кач-ве экспертно-консультацион. структуры власти, становится неоспоримым. В настоящ. время техническ. экспертиза крупн. проектов специалистами становится правилом. Тем не менее, компетентность в области техники не должна означать право принимать реш-ия за других. Все более распространяется мнение, что в демократическом общ-ве все равны в ответственности за принимаемые реш-ия, а выводы ученых имеют рекомендательн. характер. Сдержанное отнош-е к идеям технократии зап. общ-ва обменяется желанием сохранить плюрализм мнений, избежать монополии на власть одной соц. группы. 2ая причина - возросшая роль в рамках технократии инф-ион. сис-м и связан. с ними специалистов. Футурологическ. аспект Т.Т. сфокусирован на последствиях эволюции технических сис-м в направлении жесткой централизации источников и средств инф-ии, на сопряженном росте неподконтрольности власти гражд. общ-ву и на перспективах преодоления этого процесса.
39 «Человечество взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно-мыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы не замечая этого, приближаемся…» ( Вернадский В.М.)
- Прокомментируйте текст. Какие принципы международных отношений в нем сформулированы?
Нельзя о3цать тот факт, что сегодня для большинства чел-ва «в практическом отнош-и природа выступает как "полезная вещь", как потребительн. стоимость, в теоретическом — как объект познания. Природа поставляет ресурсы, а чел-к их потребляет. Природа — поставщик, чел-к — заказчик. Во 2ой половине XX в. связи "поставщика" и "заказчика" достигли критических параметров. Масштабы потребления традицион. источников сырья настолько выросли, что стали соизмеримыми с их общ. запасами в земной коре. Темпы роста народонаселения показали ограниченность естествен. базы для производства продовольствия. Загрязнение окружающей среды дестабилизирует исторически сложившиеся связи в биосфере» Все это свидетельствует о том, что существование современ. цивилизован. чел-ка сегодня основывается на таком отнош-и к природе, когда самоценность природы становится избыточн. величиной. История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия м/у чел-ком и природой и это приводило к экологическ. кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы. Особенностью нашего времени явл-ся интенсивное и глобальное воздействие чел-ка на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия м/у чел-ком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не сущ-т предела росту материальных потребностей чел-ка, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена. В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и чел-ка стало в науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера». Ноосфера – это особым образом организованная сознательн. деят-тью чел-ка сфера взаимодействия природы и общ-ва, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизнен. процессов. Сегодня под угрозой находятся практически все естествен. оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями. Во избежание этих последствий, В.И. Вернадский предлагает идею о роли разумной человеческой деят-ти в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общ-ва и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательн. гуманистическ. преобразования чел-ком усл-ий своего естествен. природного окружения. В усл-иях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологич. ситуации, многие исследователи — представители естествен. и гуманитарных наук — для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте чел-ка в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общ-ва и природы о судьбах мировой цивил-ии и чел-ва в целом.
В основании концепции ноосферы Вернадским положены идеи об объективном процессе преобразования чел-ком природы "в интересах свободно мыслящего чел-ва как единого целого", ибо ноосфера понималась им как окружающая чел-ка среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общ-ва с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы. «Фил. смысл концепции ноосферы В.И. Вернадского как раз и заключается в том, что в ней фиксируется неадекватность методов и языка, кот-е предлагались естествознанием для создания моделей взаимосвязи природы и общ-ва проблема взаимодействия природы и общ-ва может быть решен. лишь в том случае, если она будет понятна как проблема планомерного развития цивил-ии» [Гир, С.20] Трудность для Вернадского как натуралиста и естествоиспытателя состояла в том, что, исследуя влияние чел-ка, общ-ва на природу, он столкнулся с кач-венно отличн. от всех иных форм движения материи реальностью, подчинен. своим специфическ. законам, собственное развитие и взаимодействие которой с природой не могут быть отождествлены или редуцированы к биол. форме движения материи или физическ. и химическ. закономерностям, присущим живой и тем более неживой природе. Итак, нравственно- философские принципы технократической цивил-ии, нацелен. на дальнейшее и все большее увеличение власти Чел-ка над Природой, оказались несостоятельными. Чел-во стоит перед выбором, рез-том кот-го явл-ся разреш-ие вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути.Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохран. действия при всей их абсолютной и жизнен. необх-ти сами по себе не способны решить проблему спасительн. взаимоотнош-я Чел-ка и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некот-е время для более радикальн. перестройки всей сис-мы в целом, и наибольшей мере - человеческ. сознания.Итак, путь назван: это перестройка, прежде всего человеческ. сознания по отнош-ю к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Чел-ка и Природы, принципиально иной путь развития цивил-ии. А к такой перестройке нельзя приступить без дост-но целостной фил. концепции того, что мы называем местом Чел-ка во Вселен.. Соврем. философы получили в наследство многоплановые разработки фил. отнош-й чел-ка и общ-ва к природе. Но сама разноплановость проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее отдельных сторон. Рассмотрение сложившейся ситуации в комплексе всех ее составляющих, поиски комплексных выходов из нее. Такова задача, стоящая сегодня, в конце XX века, перед соврем. философами и учеными. Сегодня чел-во должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой глобальн. стратегии общемирового развития, обеспечивающей кач-во окружающей среды для цивил-ии XXI века. Это тем более важно, что во все времена взаимоотнош-я м/у чел-ком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивил-ии в истории чел-ва, духовный климат эпохи. И кажд. эпоха добавляла как бы свой ш3х в интерпретацию экологич. проблемы, в попытки выявления и использования эффективных путей ее разреш-ия. Где же выход из ситуации, когда отрываясь в процессе своего техническ., научного или духовного развития от природы, цивил-ии доходит до опасной грани полного разрыва с ней.
42.Американский экономист и социолог У.Ростоу, устанавливает следующие пять стадий, через которые по его мнению, проходят народы в своем развитии: традиционное общество, переходное общество, зрелое общество, и завершающая стадия – период высокого уровня массового потребления. (этой стадии по мнению У.Ростоу, достигли высокоразвитые индустриальные страны).
- Какой критерий положен в основу приведенной классификации человеческой истории. Дайте ей оценку. Аргументируйте свою позицию.
Сама идея выделения стадий, кот-е последовательно должно проходить общ-во по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях 1ых соц-гов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе кот-х К.Маркс создал свою теорию формацион. развития. Вместо предложен. Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономическ. роста, изменения в структуре производства и т.д.
По уровню технологическ. развития Ростоу выделил пять этапов развития общ-ва:
1) «традиционное общ-во» – примитивное и застойное сельскохозяйственное производство с применением ручн. техники, иерархической соц. структурой, властью землевладельцев, «доньютоновским» уровнем науки и техники;
2) «переходное общ-во» (или «подготовка к взлету») – создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономическ. роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появл-ся «новый тип предприимчивых людей», возникает централизованное государство;
3) «взлет» (take-off) – период промышлен. переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5 до 10% национальн. дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро в промышленности), радикальному изменению методов производства. Именно эта недолгая, но исключительно динамичная фаза явл-ся ключевой в переходе от доиндус3альн. к индус3альному общ-ву;
4) «зрелость» – бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национальн. дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицирован. труда;
5) эра «высокого массового потребления» – осн.и проблемами общ-ва становятся проблемы потребления (а не производства, как раньше), поэтому глав.и отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и «государство всеобщего благосостояния».
В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска кач-ва жизни», когда на 1ый план выдвигается духовн. развитие чел-ка.
Мнение: На этой последней стадии идея коммунизма как модификация раннеиндус3альн. общ-ва начинает казаться архаичным пережитком, кот-й ликвидируется сам собой, поскольку демократические государства, ставя во главу угла заботу о своих гражданах, добиваются гораздо более высокого уровня жизни.
50На протяжении всей истории человеческого общества в его культуре происходит взаимодействие старого и нового, инновации и традиций. Это непрерывное взаимодействие обновления и преемственности культуры характерно для всей истории человечества.
- Покажите неравномерность этого процесса в разные эпохи и у разных народов.
- Дайте развернутую дефиницию понятий «социальные изменения», прогресс, регресс.
Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общ. понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправлен. процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определён. периода
Аксиомы: • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотнош-е стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
Факторы: • природные ресурсы • коммуникацион. • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общ-ва в другое при их соприкосновении (культурном контакте) • хозяйствен. технологии • соц. институты и организации • ценностно-смысловой • рационально-познавательн.
Под культурой понимают приемы, способы и рез-ты человеческой жизни и деят-ти, то что выделяет человеческ. существование из природного бытия и составляет содержание и смысл чел-ка
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общ-венное явление, способ освоения действительности, реализации творческ. потенциала чел-ка в сфере материальн. и духовной деят-ти.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие м/у собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. Внешние изменения проявляются как ч/з расширение уже существующих, так и ч/з возникновение кач-венно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различ. ее видах и формах. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различ. элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения.
В настоящ. время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства инф-ии и миграцион. потоки привели к бурному росту культурных обменов, кот-е выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов м/у государственными институтами, соц.и группами и индивидами различ. стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традицион. форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определен. товаров и идей локальные культуры меняются и вступают м/у собой в необычные комбинации. Границы м/у своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все более становится характерной чертой для целых общ-в.
Человеческ. общ-во постоянно изменяется.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,