logo
filosofia_gotovoe

30 Глобальные проблемы человечества.

Основной особенностью современной цивилизации является создание мировых экономических систем, процессы кооперации, концентрации и глобализации в экономике, политике, науке и культуре. Последняя из мировых экономических систем - современный капитализм. Он существует, чуть ли не 500 лет, но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. Процессы цивилизации и глобализации имеют стойкую динамику, и знание их особенностей поможет предотвратить их негативные последствия. Цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной цивилизации. Ученые мира активно обсуждают эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу. Ключевой проблемой глобализации является вопрос об иерархической структуре современного мира: является ли мир однополярным или многополярным?

Глобальные проблемы современности связаны с интеграцией социальных систем, демографическими проблемами общества, конкуренцией ведущих государственных образований в оказании влияния на отдельные регионы мира.

32 «Нет детерминизма, человек – это свобода» ( Ж.-П. Сартр.)

- Выведите из этого положения ряд следствий. Аргументируйте свой ответ

Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не сущ-т, а потому чел-к заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческ. природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, чел-к свободен, чел-к — это свобода. С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, кот-е оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы 1оки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: чел-к осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Квиетизм — позиция людей, кот-е говорят: другие могут сделать то, чего не могу сделать я. Учение, кот-е я излагаю, прямо противоположно квиетизму, ибо оно утверждает, что реальность — в действии. Оно даже идет дальше и заявляет, что чел-к есть не что иное, как его проект самого себя. Чел-к сущ-т лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совок-ть своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. …Уж если я ликвидировал бога-отца, то должен же кто-нибудь изобретать ценности. Нужно принимать вещи такими, как они есть. И, кроме того, сказать, что мы изобретаем ценности,— значит утверждать лишь то, что жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл. слово «гуманизм» имеет 2 совершенно различ. смысла. Под гуманизмом можно понимать теорию, кот-я рассма3вает чел-ка как цель и высшую ценность. Экзистенциалист никогда не рассма3вает чел-ка как цель, так как чел-к всегда незавершен. И мы не обязаны думать, что есть какое-то чел-во, которому можно поклоняться на манер Огюста Конта. Культ чел-ва приводит к замкнутому гуманизму Конта и — стоит сказать — к фашизму. Но гуманизм можно понимать и в другом смысле. Чел-к находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он сущ-т как чел-к. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собствен. пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческ. мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей чел-ка трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности — в том смысле, что чел-к не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире,— и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем чел-ку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески чел-к может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление. Экзистенциализм — это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательн. атеизма. Экзистенциализм — не такой атеизм, кот-й растрачивает себя на доказательства того, что бог не сущ-т. Скорее он заявляет след.: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога,— просто суть дела не в том, сущ-т ли бог. Чел-к должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм — это оптимизм, учение о действии.

33«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Ф.Энгельс).

- В чем суть концепций эволюционизма?

- Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

- В силу каких причин невозможно перенесение законов из области биологии на социальную сферу?

- Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни? Аргументируйте свою позицию

Данная точка зрения дост-но распространенная. Подобные теории существовали и у социалистов, позитивистов, кот-е задавались вопросом: «Что явл-ся абсолютно универсальным для социальн. общ-ва?» Т.е. что будет координально отличать общ-во от любых других биол. объединений. И начинаем рассуждать по этому поводу, если мы предполагаем что это сознание, то можно возразить, потому что у некот-х животных тоже есть сознание. Тогда чел-к будет отличаться по кач-ву сознания, но не по факту его обладания. Дальше мы говорим, что чел-к сущ-т в коллективе. И опять находим противоречие, ведь и животные живут в стаях, группах, и у них есть коллективный феномен функции распределения труда. Например, пчелы живут в ульях, муравьи – в муравейнике, волки – в стаях и т.д. Дальше задавая подобные вопросы, мы приходим к выводу, что единствен. универсальн. составляющей отличающей человеческ. общ-во от общ-ва животных – это деят-тный подход. Только чел-к создает вокруг себя некую вторичную реальность , т.е. чел-к не живет в природе. Хотя мы говорим, что чел-к – это природное существо. Он живет м/у «партой, машиной, компьютером» и т.д. Даже пример муравейника у насекомых не дает нам феномена деят-ти.

Полностью исключить биол. факторы из общ-вен. жизни нельзя. В более ранние века биол. фактор был более весом. Но сегодня он утратил свою значимость, хотя полностью не исчез. Соврем. общ-во стоит дальше от природы, чем это было на ранних этапах его развития. Общ-во стало более глобальным, а зависимость компенсируется многочисленными межгосударственными соц.и связями.

34На протяжении всей истории человеческого общества в его культуре происходит взаимодействие старого и нового, инновации и традиций. Это непрерывное взаимодействие обновления и преемственности культуры характерно для всей истории человечества.

- Покажите неравномерность этого процесса в разные эпохи и у разных народов.

- Дайте развернутую дефиницию понятий «социальные изменения», прогресс, регресс.

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общ. понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправлен. процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определён. периода

Аксиомы: • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотнош-е стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)

Факторы: • природные ресурсы • коммуникацион. • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общ-ва в другое при их соприкосновении (культурном контакте) • хозяйствен. технологии • соц. институты и организации • ценностно-смысловой • рационально-познавательн.

Под культурой понимают приемы, способы и рез-ты человеческой жизни и деят-ти, то что выделяет человеческ. существование из природного бытия и составляет содержание и смысл чел-ка

Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общ-венное явление, способ освоения действительности, реализации творческ. потенциала чел-ка в сфере материальн. и духовной деят-ти.

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие м/у собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. Внешние изменения проявляются как ч/з расширение уже существующих, так и ч/з возникновение кач-венно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различ. ее видах и формах. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различ. элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения.

В настоящ. время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства инф-ии и миграцион. потоки привели к бурному росту культурных обменов, кот-е выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов м/у государственными институтами, соц.и группами и индивидами различ. стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традицион. форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определен. товаров и идей локальные культуры меняются и вступают м/у собой в необычные комбинации. Границы м/у своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все более становится характерной чертой для целых общ-в.

Человеческ. общ-во постоянно изменяется.