logo
filosofia_gotovoe

19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.

Познание – процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Существует несколько точек зрений на то, познаваем ли мир. Представители идеализма и материализма решают этот вопрос положительно. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь, останавливаются на отрицательном результате.В античности знание понималось в единстве с его предметом, поэтому преимущественно изучался процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Крупнейший шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией 17-18 вв., главными для которой стали проблемы связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств. В это время проблематика теории познания занимала центральное место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Рационализм – разум основа познания и поведения людей. Эмпиризм – источник знания чувственный опыт.Гносеоло́гия эпистемоло́гия — теория познания, раздел философии.Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Формы познания: Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий. Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий. Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Познание представляет собой активную деятельность людей направленную на производство знаний. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в представлениях, понятиях, теориях. Познание: обучение, художественное. Общая проблема познания: природы, удовлетворение его инстинкта является инструментом исследовательского раздела ф.-гносеологии. Познаваем ли мир? Большинство философов отвечают положительно – Беркли, Гегель, Фейербах, такая позиция называется агносеологическим оптимизмом. Другие отрицают агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерность природы и общества. Релятивизм софистов (Протагор) послужил источником античного скептицизма (Тимон). Они не отрицали познания полностью – они отрицали возможность истинного познания. Крайний скептицизм смыкается с агностицизмом. Юм поставил под сомнение существование самой действительности – Все знания – чувственное восприятие за пределы, которых мы не можем выйти.