19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
Познание – процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Существует несколько точек зрений на то, познаваем ли мир. Представители идеализма и материализма решают этот вопрос положительно. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь, останавливаются на отрицательном результате.В античности знание понималось в единстве с его предметом, поэтому преимущественно изучался процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Крупнейший шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией 17-18 вв., главными для которой стали проблемы связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств. В это время проблематика теории познания занимала центральное место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Рационализм – разум основа познания и поведения людей. Эмпиризм – источник знания чувственный опыт.Гносеоло́гия эпистемоло́гия — теория познания, раздел философии.Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Формы познания: Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий. Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий. Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Познание представляет собой активную деятельность людей направленную на производство знаний. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в представлениях, понятиях, теориях. Познание: обучение, художественное. Общая проблема познания: природы, удовлетворение его инстинкта является инструментом исследовательского раздела ф.-гносеологии. Познаваем ли мир? Большинство философов отвечают положительно – Беркли, Гегель, Фейербах, такая позиция называется агносеологическим оптимизмом. Другие отрицают агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерность природы и общества. Релятивизм софистов (Протагор) послужил источником античного скептицизма (Тимон). Они не отрицали познания полностью – они отрицали возможность истинного познания. Крайний скептицизм смыкается с агностицизмом. Юм поставил под сомнение существование самой действительности – Все знания – чувственное восприятие за пределы, которых мы не можем выйти.
- 1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
- 2. Основная проблематика, разделы философского знания
- 3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
- 4.Буддизм как философско-религиозное учение
- 5. Зарождение античной философии: Софисты и Сократ
- 7. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
- 8. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии, функции философии.
- 9. Философское наследие аль-Фараби: онтология, антропологические воззрения, социальная философия и этика
- 10. Средневековая арабоязычная философия
- 12.Основные темы и представители немецкой классической философии.
- 13. Философия казахских просветителей; Валиханов, Алтынсарин, Абай
- 14.Иррационалистическая философия 19 в. Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше
- 15. Философия эпохи постмодерна: основные темы и представители ( м. Фуко, ж. Деррида, ж. Делез, р. Барт, ж.-ф. Лиотар, ж. Лакан, ж. Бодрийар)
- 16. Понятие цивилизации. Современная техногенная цивилизация и ее проблемы.
- 19. Познание как предмет философского анализа. Вненаучные формы познания.
- 20.Культура и цивилизация.
- 21. Познавательные способности человека.
- 22. Понятие культуры, многообразие ее определений. Традиции и новации в культуре. Проблема типологии культур.
- 25. Онтология как раздел философского знания.
- 26. Человек как проблема философии
- 28. Природа и культура. Учение о ноосфере
- 29. Общество как целостная реальность
- 30 Глобальные проблемы человечества.
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,
- На заре чел-ва возникло общ-во
- - Киевская Русь,