logo search
Философия Мочалова Н

Теоцентризм философии Средневековья. Философия Средних веков

Средневековая философия была тесно сопряжена с теологией. Однако философия, в отличие от религии, исходила из сомнения в истинности догматов. От разума ожидалась победа над этими сомнениями.

Средневековую философию условно можно разделить на периоды:

1) апологетика; 2) патристика; 3) схоластика.

Апологеты – защитники христианства ‒ доказывали, что языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели, а эллинская философия погрязла в противоречиях.

Тертуллиан (155/165 – после 220). Вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Именно простая, необразованная душа – христианка. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами души простого человека. Подлинной наставницей человека является не философия и культура, а природа. От культуры следует освобождаться, как от тяжелой болезни. Вера – антипод разума. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно»

Патристика

Учения Отцов церкви называют патристикой. Климент (ок. 150 – 216). Иудейская и эллинская философия вели человечество к христианству. Философия должна быть служанкой богословия. Это положение станет впоследствии основой средневековой философии. Вера не только не страдает от логических доказательств, а, наоборот, углубляется благодаря философским обоснованиям. Таким образом, Климент первым в истории христианства сформулировал принцип гармонии веры и разума. В положительном Богопознании ‒ в катафатической теологии ‒ Бог постигается по Его земным творениям, а также путем истолкования образов Священного Писания. Но возможности положительного Богопознания ограниченны. В отрицательном Богопознании ‒ в апофатической теологии ‒ о Боге говорится посредством отрицательных характеристик: Бог не имеет физических измерений, находится вне пространства и времени, вне телесных форм и словесных выражений.

Аврелий Августин (354 – 430). Всякое учение касается либо вещей, либо знаков. Есть вещи, которые одновременно могут быть знаками. Но в пределе есть «некая высшая вещь», которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта уникальная вещь может быть названа только «Богом». Бог есть Благо, Он – Творец всего благого. Он абсолютно свободен, творит существа только со свободной волей, не являясь при этом ответственным за злые воли. Идея предопределения у Августина близка к идее предзнания. Предзнание предполагает все возможные случаи, а предопределение – только тот, который будет обязательно осуществлен человеком. Наличие свободной человеческой воли не противоречит предопределению.

Схоластика. Проблема универсалий. Термин «универсалия» был введен для обозначения общих имен. Суть проблемы: существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия или имена.

Решение проблемы универсалий предлагали три философских течения:

Официальная католическая церковь осуждала номинализм и склонялась к реализму.

Фома Аквинский (1225/6 – 1274). Фома переосмыслил христианскую философию на почве учения Аристотеля. Он пытался найти общие основания веры и разума. Фома отвергает и мнение, согласно которому существование Бога определяется только верой. Фома предлагает доказательства, исходя не из представления о Божественной сущности, относительно которой человеческому разуму ничего не известно, а из идеи Божественных действий. Эти действия можно воспринимать чувствами, и они дают основания для доказательства существования Бога.