VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Курсовая работа по философии является важной формой учебного процесса. Ее выполнение призвано сориентировать студента на углубленное изучение богатства мировой философской мысли; способствовать формированию у него творческого отношения к философскому наследию, развитию теоретического мышления, привитию навыков самостоятельного исследования, овладению категориальным аппаратом философии с целью его использования при анализе современных социокультурных процессов и проблем теории и практики государственного управления.
Курсовая работа выполняется самостоятельно по одной из тем, представленных в предлагаемой ниже тематике. Она составлена в соответствии с учебными программами лекционных курсов по философским дисциплинам (по философии в узком смысле этого слова, логике, этике, эстетике, религиоведению и др. философским наукам) для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Студент имеет право свободного выбора темы. Не исключается выбор темы, выходящей за рамки предлагаемого перечня. С целью отправной ориентации в содержании темы студенту предлагается примерный план работы и список основной литературы.
Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя, который назначается кафедрой философских наук.
Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
• содержать задание на выполнение курсовой работы (форма задания в приложении № 1);
• иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с приложением № 2;
• включать план, введение, основную часть, заключение и резюме.
Во введении необходимо сформулировать цель работы, обосновать ее актуальность, отразить ее место в системе философского знания.
В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна совпадать с пунктами плана.
Проблематика, рассматриваемая в разделах курсовой работы, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной. Так, если темой фиксируется цель работы, то план должен представлять собой систему или множество подцелей, которые соподчинены поставленной цели. Пример оформления плана (оглавления, содержания) работы приведен в приложении № 3. Название каждого пункта плана следует рассматривать как тезис, который требует всесторонней аргументации в процессе изложения материала.
В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы, которые должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении работы.
Резюме должно включать краткую характеристику выполненной курсовой работы и ее основные результаты. Объем резюме – не больше 0,5 страницы.
Текст курсовой работы завершается списком использованной литературы, составленным в соответствии со стандартом и включающем не менее десяти работ. Например:
12. Берков, В
Литература на иностранных языках также в алфавитном порядке дается после литературы на русском языке.
Если использована статья сборника (журнала, энциклопедии или газеты), то последовательность записи сноски следующая:
7. Кобзарь В.И. Диалектичность формальной логики //Логика и развитие научного знания. – СПб., 1992. С. 120 – 128.
Статья периодического издания:
10. Мигунов А. И. Истина – проблема риторическая? //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1992. Вып. 4(27). С. 43 – 44.
При повторных постраничных сносках и ссылках, идущих вслед за основной, возможны сокращения, например:
12. Там же. С. 44.
Примечания обычно даются в конце страницы в сквозной нумерации со сносками (ссылками).
Сноски и ссылки в тексте курсовой работы могут оформляться в скобках (сразу после цитаты или пересказа) с указанием номера работы по списку использованной литературы и соответствующих страниц этой работы.
Текст курсовой работы должен составлять 25 – 30 листов писчей бумаги стандартного формата А-4. Работа выполняется на русском или белорусском языке в режиме компьютерной или машинописной печати через полтора интервала, шрифт Times New Roman 14 (размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм).
Текст работы должен соответствовать нормам литературного языка.
Курсовая работа в установленные учебным планом сроки представляется на кафедру философских наук и проверяется руководителем. Если работа отвечает предъявленным требованиям, она возвращается студенту с положительным отзывом руководителя и указанием о допуске к защите. В этом случае работа подписывается студентом и руководителем на титульном листе с указанием даты.
Защита работы производится на заседании комиссии в составе 2–3 преподавателей кафедры философских наук. Целью защиты является определение уровня теоретических знаний и навыков философско-методологического мышления студента, которые оцениваются по десятибалльной шкале.
В качестве курсовой работы по согласованию с кафедрой может быть засчитан доклад, доложенный на научной конференции.
С информацией о требованиях по подготовке курсовых работ можно ознакомиться на сайте кафедры в Интернете по адресу:
Обязательным требованием, предъявляемым к курсовым работам, является правильное оформление научно - справочного аппарата. Грамотно оформленный научный аппарат (ссылки (сноски), цитаты, библиографическое описание использованных в курсовой работе источников научной литературы) - веский аргумент в пользу научной значимости выполненного исследования.
Ссылками на соответствующие источники или исследования должны быть подкреплены все содержащиеся в работе факты или заимствованные утверждения. Это позволяет проверить или уточнить достоверность приведенных сведений, познакомиться с характеристикой использованного документа (его содержание, язык, объем, автор и т.д.).
При оформлении ссылок, как и списка литературы, следует ориентироваться на требования ГОСТа 7.1-2003. На кафедре философских наук (620 ауд.) имеется в электронном виде требования ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
В учебно-исследовательских работах используются сноски, даваемые непосредственно в самом тексте и нумеруются по мере их появления (не рекомендуется использование концевых сносок). В квадратных скобках вместо названия источника (или фамилии автора и его публикации) указывается порядковый номер сноски, а далее - страница, на которую делается ссылка, например: [1, с. 15] . Это означает, что ссылка сделана на с. 15 источника, включенного в список использованных источников под номером 1. Под номером 1 в списке литературы размещается полное название источника, на который делается сноска (или цитирование). Если ссылка делается на несколько источников, то все они перечисляются в списке литературы под соответствующим порядковым номером сноски.
Ссылки на материалы, расположенные в ИНТЕРНЕТ, должны включать полное название использованного документа, страницу, режим и дату доступа, подробный электронный адрес компьютерной страницы (web-site).
В любой научной работе, в том числе в курсовой, важно использовать и правильно оформлять тексты, взятые из источника, монографии или статьи. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Принято считать, что цитаты не должны превышать 25% общего объема работы. Они могут начинаться с прописной или строчной буквы. Для оформления каждого из вариантов цитаты существуют определенные правила. Не рекомендуется начинать абзацы с цитаты, как и помещать одну цитату сразу же за другой.
Дословно цитируемый текст заключается в кавычки, в конце цитаты делается ссылка на использованный источник. Допускается также пересказ заимствованного текста, ссылка в этом случае также обязательна, но кавычки не ставятся. При изложении информации своими словами не допускается искажение первоначального смысла.
При дословном цитировании пропуск отдельных слов, предложений, абзацев допускается лишь в том случае, когда сокращение цитаты не ведет к искажению смысла использованного текста. Пропуск в начале, середине, конце цитаты обозначается многоточием.
Методические рекомендации, разработанные в соответствии с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ (проектов) в высших учебных заведениях (приказ министра образования Республики Беларусь № 356 от27.06.1997 г.), с учетом требований ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и правил проведения Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений РБ от 24.05.2004 г. № 38, содержат необходимую студентам информацию о планировании процесса выполнения курсовой работы по философии, ее структуре, оформлении и подготовке к защите.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания