Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
Диалектический идеалист Гегель (1770-1831) в своих произведениях "Феноменология духа" (1807), "Философия духа" (1817) и других утвердил принцип историзма в интерпретации сознания. Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Под реальный ход истории подставлялось "чистое" мышление, логическая идея, сама себя порождающая и к самой себе возвращающаяся. Представление о том, что сознание индивида определяется в своей динамике историческими формами общественной жизни, открывало важную страницу в учении о детерминации психического.
Если гегелевская теория сознания в целом была насыщена новаторскими идеями, то взгляды Гегеля на психологию ограничивались ее трактовкой в качестве одного из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании), причем и в исследовании индивидуального он считал достойным внимания только всеобщее. Познание человеком самого себя, указывал он, неизбежно вырождается "в самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями", если оно только не становится познанием "всеобщей интеллектуальной и моральной природы человека" (4, 26).
Гегелевская критика рациональной и эмпирической психологии была справедливой и касалась, в частности, их антиисторизма и неспособности объяснить необходимую связь душевной жизни с предметным миром и миром культуры. Но его собственная программа создания новой психологии была в самой своей основе несостоятельной.
Фейербах называл свою философию антропологической. Под девизом материализма выступали тогда те, кто считал мышление чисто молекулярным процессом, одной из форм химических реакций в мозгу. Фейербах не хотел связывать направление, которое он отстаивал, с этим именем. Термин "антропологизм" был избран с целью указать, что центральным для нового, противоположного идеалистическому подхода к сознанию и бытию является понятие о реальном человеке как части природы.
Приняв за исходное исторически изменчивый способ материального производства, смену форм производственных отношений, Маркс и Энгельс открыли специфически человеческий уровень детерминации психического.
В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс указывал: "Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (2, 3, 1). Созерцательный подход неотвратимо следовал из механистической концепции детерминизма. Если трактовать человека только как объект, взаимодействующий с другими объектами природы, его познавательное отношение к миру неизбежно приобретает форму внутреннего созерцания следов, которые одно тело запечатлевает при воздействии на него других.
Из нового понимания природы человеческой психики следовало новое понимание предмета психологии как науки. "...История промышленности и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией..." (1, 594). Поэтому "такая психология, для которой эта книга... закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой" (1, 595).
Развитое Марксом представление о человеке как субъекте исторического творчества противостояло сложившемуся в эпоху капитализма индивидуалистическому взгляду на личность и ее психические функции.
Сила детерминистской концепции марксизма определяется тем, что для таких уникальных человеческих свойств, как активность личности, ее способность к творчеству и саморазвитию, указываются принципиально иные основания, чем в идеалистических доктринах. Эти свойства не редуцируются, как в механистических и биологических схемах, но впервые выступают в их действительном историческом значении.
Итак, в середине XIX в., в эпоху, когда под психологией понималось учение о душе и ее явлениях, марксизм обосновал новый подход к исследованию человека. Он открыл тот уровень детерминационных отношений между человеком и природой, на котором решающее значение в становлении его психических свойств приобретает предметная деятельность. Психология выступила как наука объективная, социальная и историческая.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации