logo search
Философия-2009-уч

Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1

1. Место социальной философии в системе философского знания

2. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

3. Понятие социальной реальности. Общество как система.

4. Социальная структура общества

Темы рефератов

1. Концепция общества Н.Лумана.

2. Концепция социального действия М.Вебера.

3. Марксистская концепция общества;

4. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.

5. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

6. Теория постиндустриального (информационного) общества

7. Феномен массового общества

Литература

  1. Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. – М., 1996.

  2. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.? 1997.

  3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

  4. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов, В.С. Грехнев, Ю.А. Муравьев [и др.]; Под ред. И.А. Гобозова;Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. -  524 с.

  5. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне: Пер. с нем./  Ю. Хабермас. – М.: Весь Мир, 2003. – 416 с

  6. Яскевич, Я. С.  Социальная философия: антиномии человеческого бытия: учебное пособие для вузов / Я. С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2005. – 420 с.

Основные положения темы

1. Социальная философия как важнейший раздел философского знания стремится к постижению предельных оснований общества как целостного явления. Общество (социум) продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Слово «социум» происходит от латинского глагола «социо», означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. С этим связана и этимология понятия «общество» – общность, союз, сотрудничество. В русском языке этимологический исток слова «общество» праславянское имя «общий» означает «то, что вокруг».

Социальная философия исходит из того, что человек – существо общественное (социальное), что обусловлено глубинными инстинктами общения и взаимопомощи. Между людьми веками складывались многообразные связи и отношения. Поэтому общество – это не просто совокупность людей, а многообразные социальные связи и взаимоотношения между людьми. Именно эти многообразные связи и взаимоотношения, которые создаются людьми в процессе их совместной жизнедеятельности являются объектом изучения социальной философии.

2. Наиболее значимыми стратегиями исследования социальной реальности в современной философии являются:

3. Социально-политическая реальность начала ХХI в. характеризуется резким креном в сторону глобализации всех сфер человеческой деятельности; усилением динамизма, взаимозависимости и нестабильности социальных процессов; возрастанием роли массмедийной культуры и активизацией идеологических процессов. Сегодня ломаются базисные ценности техногенной цивилизации. Все более осознается открытость общества, его непредсказуемость и бремя выбора в точке бифуркации возможных сценариев социально-политического развития. Современная социально-политическая реальность предстает перед нами как сотканная из гигантских рисков и обострения глобальных кризисов, способная вызвать у человека состояние «футурошока» (А.Тоффлер). Все большее значение для человечества, поэтому, приобретают проблемы выбора и разработки новой стратегии жизнедеятельности, новой идеологии, новой духовности. Это актуализирует значение философского анализа современного общества, повышает значение философской культуры мышления и аргументации.

В философской науке (социальной философии и философии истории) общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.

Подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни:

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга.

4. Социальная структура общества – это совокупность различных социальных общностей, взятых в их взаимодействии. В зависимости от того, социальные общности какого типа берутся за основание классификации многообразия общественной жизни, выделяют социально-этническую (племена, народности, народы, нации), социально-демографическую (мужчины и женщины, пенсионеры и т.п.), поселенческую (жители города и деревни), а также стратификационную (богатые и бедные, образованные и необразованные и т.п.), профессионально-образовательную (попробуйте указать ее элементы сами), социально-классовую (рабы и рабовладельцы, крестьяне, феодалы и т.п.) структуру общества.

Социальная структура общества – это совокупность различных общностей людей, взятых в их взаимодействии. Формы общности людей делятся на естественно-исторические, этнонсторические и социально-исторические. Естественно-исторические формы общности людей – раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация. Социально-историческими формами общности людей являются классы, сословия, слои, касты и т.д.

Важнейшими концепциями изучения социальной структуры общества являются классовая и стратификационная.

Признание определяющего для социальной структуры общества ее деление на большие группы людей – классы – характерно для марксизма.

«Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин «Великий почин»). Принадлежность людей к определенным большим социальным группам, классам в марксизме определяется их экономическим положением (в первую очередь, отношениями собственности на средства производства) в оппозициях: капиталист - наемный рабочий, раб – рабовладелец и т.д.

В наши дни идея классового деления общества при всей ее теоретической значимости заметно уступает место в современной социологии и философии по своей популярности стратификационной концепции.

Страта (с греч. букв. – слой, прослойка). С позиций стратификационной теории (основателем которой считаются П.А.Сорокин и М. Вебер) общество рассматривается как система многообразных социальных слоев и групп. Социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в социальной структуре определяется на основе различных критериев, которые чаще всего сводятся к четырем основным: размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. Представители одной страты (слоя) обычно также обладают схожими жизненными стандартами и образом жизни, чем и отличаются от представителей других страт.

Важным понятием в концепции социальной стратификации является « социальная мобильность», под которой понимаются перемещения индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальной плоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе. Примером горизонтальной мобильности может служить переход учащегося из одной школы в другую, рабочего – с одного завода на другой. При вертикальной мобильности человек или социальная группа перемещаются в другую социальную страту. П. Сорокин выделяет два подтипа вертикалькой мобильности: восходящую и нисходящую социальный взлет, лифтами которого могут выступать, к примеру, военная служба и получение образования, и социальное падение.