Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
1. Феномен власти в жизни общества
2. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.
3. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.
4. Философские основания теории и практики государственного управления
Темы рефератов
Анализ власти в современной политической философии
Власть и политика
Власть: философский аспект
Классические философские концепции власти
Неклассические философские концепции власти
Основы идеологии белорусского государства: концептуальный анализ
Правовое государство и гражданское общество: теория и реальность
Современные концепции власти
Теории и практики государственного управления: философско-методологические аспекты
Феномен идеологии: современные походы анализа
Философия политики: достижения и проблемы
Литература
Дугин, А. Г. Философия политики: учебное пособие / А. Г. Дугин. – Москва: Арктогея, 2004. – 614 с. – (Новый Университет).
Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений:[пособие для вузов] / Р. Т. Мухаев. – Москва: [Приор], 2000. – 1104 с.
Основы идеологии белорусского государства. История и теория: учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Н. Князев, В. И.Чуешов, А. А. Лазаревич [и др.]; Под общ. ред. С. Н. Князева, В.И.Чуешова; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 312с.
Панарин, А. С. Философия политики: учебное пособие для вузов / А. С. Панарин; Институт "Открытое общество". - Москва: Новая школа, 1996. – 424 с.
Сорокина, Ю. В. Государство и право: философские проблемы: Курс лекций / Ю.В. Сорокина. – М.: Городец, 2004. -208 с.
Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах – Минск: «ИВЦ Минфина», 2008. – 185 с.
Карадже Т.В. Политическая философия. – М.: Мысль, 2007. – 512 с.
Дугин А.Г. Философия Политики, М., Арктогея, 2004 – 616 с.
9. Решетников С.В., Антанович Н.А. Политическая наука в Республики Беларусь: традиции и инновации // Проблемы управления. 2008. – № 4 (29). – С. 64-69
Основные положения темы
1.Важное значение в жизни общества имеют властные отношения. Философский анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение смысла данного понятия. Поскольку властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, то неудивительно, что в современной науке предпринимаются попытки создать особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (гр. kratos – власть и logos – учение). Это направление исследований формируется в политической науке.
С позиций обыденного сознания, власть – это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.
Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с образованием самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Любое общество – это сложная, управляющаяся и самовоспроизводящаяся система, требующая постоянной координации деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.
Отношения власти сначала основывались на силе и принуждении, но постепенно в ходе истории эволюционируют в сторону правовых и интеллектуальных форм.
В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов:
а) директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер);
б) функциональный (Т. Парсонс);
в) информационно-знаниевый (М. Фуко, О. Тоффлер);
г) коммуникативный (Х.Арендт, Ю.Хабермас, Н.Луман).
Каждый из них в качестве атрибутивного свойства власти принимает или силу, господство, или мобилизацию ресурсов на достижение некоторой цели, или информацию, знание или тип коммуникации.
2. Государство – центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.
Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.
Государство – основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство – единственен властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления.
Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как:
верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;
разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная)
В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы.
Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.
Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.
Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.). В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно.
Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они – люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений.
3.Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее.
В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Его дальнейшее понимание заставляет нас обратиться к истории формирования понятия «идея», к особенностям его истолкования мифологией, религией, философией.
Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804). Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя. Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в том, что идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.
Основными функциями идеологии являются:
Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с определенными целями и задачами. Содержание воспитательной функции идеологии конкретизируется в ориентировочной, мобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. По мнению современных ученых, идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции
Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.
Итак, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. Как показывает история философии государственного управления, философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека.
4. Философия исходит из того, что управление является функцией организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация характеристик некоторой системы, сознательное воздействие на ее внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.
При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится его наиболее общим свойствам, фиксируемым с помощью категорий субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание) сознательного и стихийного и пр.
Поскольку общество – целостная система, элементы которой взаимодействуют друг с другом, применительно к нему проблема управления имеет два аспекта – управление обществом как целым и управление каждой из его частей. Чем сложнее социальная структура и выше динамика общества, тем сложнее проблемы управления им. Социальное управление имеет различные формы.
Философия является методологической основой не только теории и практики социального управления, но теории и практики государственного управления. Важным разделом философии государственного управления является его методология.
Методология государственного управления – учение о методах и способах воздействия на управляемый объект, с целью обеспечения достижения желаемого результата в сфере государственной жизни. Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется какое-либо воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц. В методологии государственного управления разрабатываются также общенаучные методы, позволяющие более эффективно изучать и решать проблемы современной управленческой деятельности.
Сложной философской проблемой государственного управления является вопрос о взаимосвязи государства как субъекта управления и общества как его объекта. В ответе на него формируются философские основания современных концепций государственного управления – неоинституционализма, нового государственного менеджмента, синергетической и сетевой концепций государственного управления. Они призваны раскрыть суть государственного управления в условиях процессов рыночных и демократических преобразований, усиливающихся с каждым днем тенденций глобализации современного мира.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания