logo search
filosofia_gotovoe

2. Основная проблематика, разделы философского знания

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

это круг проблем, сформулированных в рамках философии науки, начиная с Нового времени, когда наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм, заложивший основные проблемы, которые стали содержанием направлений философии науки. Проблематика философии науки наиболее полно раскрылась в XX веке. В первой трети XX века – это следующие проблемы: 1) построение целостной научной картины мира; 2) исследование соотношения детерминизма и причинности; 3) изучение динамических и статистических закономерностей; 4) анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.; 5) изучение форм научного познания (факт, теория). Во второй трети XX века – это такие проблемы, как : 1) эмпирическое обоснование науки; 2) соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания; 3) процедуры верификации и фальсификации; 4) дедуктивно-номологическое объяснение; 5) парадигмы научного знания; 6) научно-исследовательские программы; 7) тематический анализ науки. В последней трети XX века проблемами философии науки становятся: 1) понимание научной рациональности; 2) различные модели развития научного знания; 3) реконструкции логики научного поиска; 4) критерии научности; 5) методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки; 6) осознанное стремление к историзации науки; 7) соотношение философии науки и истории науки; 8) поиски универсальных методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Сегодня проблематика философии науки возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины XX века является проблема роста научного знания.Все перечисленные проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к науке, направленность их отталкивается от специфики философского знания, а задачаисследователя – рефлексия над наукой, где используется концептуальный аппарат философии и мировоззренческая позиция учёного. Ко второй группе – относятся проблемы, возникающие внутри самой науки (познавательной деятельности,специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации), для разрешения которых она нуждается в философском обосновании (при этом сама философия не решает проблемы, вставшие перед наукой, но своимиразмышлениями помогает их разрешению). К третьей группе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий, где огромную роль в развитии науки играет философскоемировоззрение.

Основные разделы философского знания.

Основу мудрости, как особенности философского знания, составляет постоянная готовность к новому, открытость к познанию, способность удивляться. Удивляющийся человек размышляет, философствует, думает обо всем на свете. Мудрость предполагает, прежде всего, понимание того, что, в общем, известно большинству людей. Мудрость, согласно древнегреческому мыслителю Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), есть знание общего. Это значит, что мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей основы. Для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное - понимать многое, то есть не умножать знания, а уметь постигать причины. Многознание, говорил еще один древнегреческий мыслитель Гераклит (544-480 гг. до н.э.), не прибавляет мудрости.

Важнейшей особенностью философского знания является его интерес к таким вопросам, которые всегда сохраняют свое значение для человека, человечества, истории познания. Это так называемые "вечные вопросы". Английский мыслитель Е.Рассел (1872-1970) в своей "Истории западной философии" формулирует "вечные вопросы" философии следующим образом: "Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории". Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие "вечные вопросы" философии получают свое решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний.

Путь философского знания - это путь разумного мышления. Это мышление - основательное, умеющее отстаивать свою правоту, свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.

Итак, философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия.

Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. Мировоззрение - это сложное духовное образование, в котором переплетены обыденно-практические, или житейские и научно-теоретические взгляды. Содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как менялись формы теоретического осмысления мира. Поэтому основой являются знания, составляющие его информационную сторону. Однако чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно получить соответствующую оценку. Следовательно, в структуру мировоззрения входит оценка знаний, представляющая аксиологическую (ценностную) сторону мировоззрения.

Важным и постоянным компонентом мировоззрения являются убеждения, которые предполагают безусловное принятие некой реальности, воззрений, идей. Необходимым фактором убеждения выступает сомнение, так как оно помогает продвигаться по пути знания и истины и избегать догматизма. Догматизмом называют безоговорочное следование избранной доктрине, принятие на веру раз и навсегда какой-либо идеологии. Наконец, в структуру мировоззрения входят идеалы, без которых немыслима жизнь человека.