Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
Человек как предмет философского анализа.
Проблема антропогенеза в современной философии и науке.
Человек и общество. Соотношение природного, социального и духовного в развитии человеке.
4. Человеческая субъективность и экзистенциональные характеристики личности: сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни.
Темы рефератов
«Новая философская антропология» о человеке
Деятельность как сущностную характеристику человека;
Игра как феномен бытия человека.
Концепция «человека массы» Х. Ортеги-и-Гассета.
Концепция человека в классическом и неклассическом психоанализе.
Концепция человека Э. Фромма
Образ человека в восточной и западной философских традициях.
Образование и коммуникацию как важнейшие факторы формирования человеческого бытия.
Проблема «богочеловечества» в русской религиозной философии.
Проблема смысла жизни человека.
Свобода и ответственность как важнейшие характеристики личности
Свобода как ценность человеческого бытия.
Социализацию как важнейший фактор становления и развития личности;
Сущность и существование как экзистенциональные характеристики личности
Феномен «жизни после смерти» и его интерпретации.
Литература
Антропология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – Москва: МарТ, 2008. – 304 с. Адуло, Тадеуш Иванович. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ / Т. И. Адуло, О.А. Павловская. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 311 с.
Бердяев, Николай Александрович. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н. А. Бердяев; ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 132с. Серия"Духовное единение").
Макаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. – М., 1986.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, ХІХ век / [П. С. Гуревич [и др.]; сост. П. С. Гуревич]. – Москва: Республика, 1995. – 528 с.
Филарет (Вахромеев К.В.; Митрополит Минский и Слуцкий) Человек в истории / митрополит Филарет (Вахромеев) – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2008. – 192 с.
6. Щёкин Н.С., Новикова О.В. Проблема выбора жизненной стратегии человека восточнославянской цивилизации в современном мире // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Белорусская думка». 2009. – № 2
Основные положения темы
Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией.
Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного. В качестве интегрального определения сущности человека здесь уместно привести следующее: «Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами»1, дополнив его указанием о духовном предназначении человека.
2 – 3. Имеются серьезные основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела.
Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека.
4. Сущность и существование, свобода и ответственность, смысл жизни и др. являются важнейшими характеристиками человеческой субъективности и экзистенциональными чертами личности
Важнейшей характеристикой сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает. Противоположным свободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания