Тема 6. Философия природы Занятие 1
Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.
Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.
Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа»
Темы рефератов
1. Концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского
2. Концепция устойчивого развития: проблемы и перспективы
3. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь
4. Современные глобальные проблемы: философские аспекты
5. Специфика философского подхода к исследованию природы
Литература
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.
Синергетика, философия, культура / Под общ. ред. В.К. Егорова, В.С. Егорова, Ф.Д. Демидова. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва: Диалог, 2003. – 1328 с.
Основные положения темы
1. Одной из форм бытия является природа. Ее понятие относится к числу самых древних философских понятий. С помощью понятия «природа» античные философы обозначали мир в целом. В философии Нового времени мир в целом стали также называть универсумом. В связи с развитием естественных и общественных наук в наши дни формируется более узкое понятие природы как части материи, или природной среды, вовлеченной в орбиту человеческой деятельности. Рассматривая проблемы природы как природной среды, выделяют следующие проблемы – антропосоциогенеза, функциональных отношений общества и природной среды и исторических типов взаимодействия общества и природы. В наши дни наиболее острые проблемы возникают вокруг вопросов коэволюции, а также содержания и путей разрешения современных экологических проблем.
2. Рассматривая природу как среду обитания человека, выделяют следующие проблемы: исторических типов взаимодействия общества и природы, развития биосферы и ноосферы, экологические, а также современные глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа». В наши дни наиболее острые проблемы возникают вокруг вопросов коэволюции (совместного гармоничного развития природы и человека). Для развития концепции коэволюции чрезвычайно важны идеи о ноосфере и биосфере (В.И.Вернадского и др.).
Концепция ноосферы получила развитие в трудах французского философа Тейяра де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского.
Мировоззренческое значение учения В.И.Вернадского о биосфере (живой оболочка Земли) и ноосфере (целостной разумной оболочке земли, населенной людьми и преобразованной ими) состоит в следующем.
Ноосфера (с греч. букв. – сфера разума) как качественно новый этап в развитии биосферы формируется под влиянием разумной деятельности человека, границы ее постоянно расширяются, поэтому человек должен выработать в себе ответственность за процессы эволюции планеты. Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции человека и биосферы.
3. Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции его координированных усилий. Обычно выделятся три группы глобальных проблем.
• Первая связана с разнообразными аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды; поддержание динамического равновесия биосферы; опасности последствий истощения энергетических и других природных ресурсов.
• Вторая группа глобальных проблем затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости различных регионов Земли.
• Третья группа – это антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: проблемы роста народонаселения, трансформации и адаптации личности в условиях ускоренного научно-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую устойчивость человека.
Все эти проблемы, так или иначе, затрагивают коренные основы современной человеческой цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманистического осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогнозирование будущего развития человечества.
- I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- II. Учебно-методический план изучения дисциплины «Философия»
- III. Программа лекционного курса
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 2 Исторические типы классической философии
- Раздел II. Философия бытия
- Раздел III. Философская антропология
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Раздел V. Социальная философия
- IV. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Занятие 1
- Тема 2. Исторические типы классической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия Занятие 1
- Раздел 2. Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Занятие 1
- Тема 6. Философия природы Занятие 1
- Раздел 3. Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 4. Теория познания и философия науки Тема 9. Теория познания и философия науки Занятие 1
- Занятие 2
- Раздел 5. Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Занятие 1
- Тема 12. Основные проблемы политической философии Занятие 1
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Тема 14. Философия культуры Занятие 1
- V. Литература
- VI. Перечень вопросов к экзамену по философии
- VI. Задания предметной олимпиады по курсу «философия»
- VII. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- VIII. Темы курсовых работ, примерные планы рассмотрения и основная литература для изучения
- Тема 1. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 2. Философия государственного управления Древней Индии
- Тема 3. Философия государственного управления Древней Китая
- Тема 4. Древнекитайская политическая философия
- Тема 5. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 6. Философия государственного управления Древней Греции
- Тема 7. Философия государства Платона
- Тема 8. Философия государства Аристотеля
- Тема 9. Философия эпохи эллинизма
- Тема 10. Философия государственного управления средних веков
- Тема 11. Философия государственного управления средних веков
- Тема 13. Философия средних веков
- Тема 13. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Тема 14. Философия государственного управления Нового времени
- Тема 15. Философия государственного управления эпохи Просвещения
- Тема 16. Социальная философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Социально-политическая философия и. Канта
- Тема 17. Философия г.Гегеля
- Тема 18. Антропологический материализм л. Фейербаха
- Тема 19. Философия марксизма
- Тема 20. Философия а. Шопенгауэра
- Тема 21. Философия ф. Ницше
- Тема 22. Философия позитивизма
- Тема 23. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 24. Религиозная философия в контексте современной культуры
- Тема 25. Философия экзистенциализма
- Тема 26. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 27. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.
- Тема 28. Философия постмодернизма
- Тема 29. Русская философия
- Тема 30. Русская философия 50 – 80-х годов XIX века
- Тема 31. Марксистская философия в России
- Тема 31. Русская религиозная философия
- Тема 32. Русская религиозная философия
- Тема 33. Философская мысль Беларуси
- Тема 34. Философская мысль Беларуси
- Тема 35. Философская мысль Беларуси
- Тема 36. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 37. Онтология как философское учение о бытии
- Тема 38. Философия природы
- Тема 39. Философская антропология
- Тема 40. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке
- Тема 41. Социокультурные характеристики человеческого бытия
- Тема 42. Экзистенциональные характеристики личности
- Тема 43. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 44. Сознание как предмет философского анализа
- Тема 45. Сознание и мозг
- Тема 46. Модели человеческой психики в психоанализе
- Тема 47. Концепции истины в философии
- Тема 48. Философия науки
- Тема 49. Природа и сущность научных революций
- Тема 50. Современные проблемы философии науки
- Тема 51. Проблема познаваемости мира
- Тема 52. Познание и понимание
- Тема 53 . Научное знание как предмет логико-методологического анализа
- Тема 54. Научное исследование как предмет логико-методологического анализа
- Тема 55. Идеализация как средство познания
- Тема 56. Метод и методология научного познания
- Тема 57. Методология государственного управления
- Тема 58. Методы обоснования научных знаний
- Тема 59. Эвристические методы научного познания
- Тема 60. Методы принятия управленческих решений
- Тема 61. Теория как форма научного познания
- Тема 62. Спор как предмет логико-методологического анализа
- Тема 63. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования.
- Литература
- Тема 64. Концепции общества в современной философии
- Тема 65. Философия власти
- Тема 66. Политическая философия
- Тема 67. Философия государственного управления
- Тема 68. Современные концепции государственного управления
- Тема 69. Современные проблемы политической этики
- Тема 70. Философия права
- Тема 71. Философия права
- Тема 72. Справедливость как философско-этическая и юридическая категория
- Тема 73. Государство и гражданское общество
- Тема 74. Демократия: социально-философское и политико-правовое измерение
- Тема 75. Управление как вид социальной деятельности
- Тема 76. Тоталитаризм как феномен XX века
- Тема 77. Концепция элит в современной социальной философии
- Тема 78. Философия социальных конфликтов
- Тема 79. Идея единства и многовариантности развития общества в философии истории
- Тема 80. Нелинейные интерпретации исторического процесса
- Тема 81. Проблема смысла истории
- Тема 82. Развитие общества как цивилизационный процесс
- Тема 83. Философия истории
- Тема 84. Система хозяйствования и ее историческая динамика
- Тема 85. Экономика и этика хозяйствования
- Тема 86. Феномен информационного общества
- Тема 87. Техника и ее роль в истории цивилизации
- Тема 88. Философские проблемы техники
- Тема 89. Социальная структура общества
- Тема 90. Философия культуры
- Тема 91. Культура и этика государственного управления
- Тема 92. Социальная утопия и социальная мифология
- Тема 93. Феномен массового общества
- Тема 94. Мораль как способ нормативной регуляции
- Тема 95. Религия как форма духовного освоения реальности
- Тема 96. Государство и церковь в Республике Беларусь
- Тема 97. Эстетическое отношение к действительности
- Тема 98. Природа и специфика искусства
- Тема 99. Искусство в системе культуры
- Тема 100. Культура постмодернизма
- Тема 101. Феномен свободы человека в обществе
- Тема 102. Теория постиндустриального общества
- Тема 103. Цивилизационные стратегии развития общества
- Тема 104. Восточнохристианская цивилизация между Западом и Востоком
- Тема 105. Социальное управление как предмет философского анализа
- Тема 106. Основы идеологии белорусского государства
- Тема 107. Инновации и инновационная деятельность
- Тема 108. Компетенции в государственном управлении
- Тема 109. Глобализация как предмет философского анализа
- Тема 110. Философия в эпоху глобализации
- Форма задания для выполнения курсовой работы
- Образец оформления содержания