logo search
Основы философии- Студ- к экзамену / 2011 Основы философии-Учебное пособие

1.2 Специфика философского мировоззрения

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие вопросы как возникновение и сущность окружающего нас мира, смысл жизни и назначение человека, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, великое и низменное и т.п. Именно мировоззрение обусловливает жизненную позицию личности, ее убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип понимания природной и социальной действительности, присущий ранним стадиям развития человечества. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях первобытных людей отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия. Тем не менее, окончательно мифологическое мировоззрение не исчезло. Отдельные проявления современного мифотворчества можно найти в литературе и искусстве, а также в общественном сознании в виде так называемых «социальных» или «политических» мифов.

Религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный (сверхприродный), поэтому вера в сверхъестественное рассматривается как главный признак религии. Это - вера в существование особого, чувственно не воспринимаемого мира, где не действуют законы природы, но обитающие там бессмертные и бесплотные существа (боги, ангелы, демоны и пр.) могут вмешиваться в процессы реальной действительности (феномен «чуда»). Поэтому, как считает религия, установив с ними контакт через различные культовые действия (обряды, молитвы и пр.) люди могут разрешить целый ряд своих проблем.

Представления о сверхъестественном встречаются не только в религии, но и в искусстве (фантастические образы, сказочные персонажи), и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Однако в отличие от религии, искусство не требует верить в реальность художественных образов. Что касается философского мировоззрения, то в отличие от него религиозное мировоззрение носит чувственно-образный характер и опирается на эмоциональную сферу человека. Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь и конкурентную борьбу за умы людей. Связь религии и философии особенно ярко проявляется в существовании такого феномена, как религиозная философия, в которой религиозные представления выступают неотъемлемыми элементами философской системы.

Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, прежде всего, тем, что, отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата.

Философия – это форма теоретической деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру. То обстоятельство, что философия, не только система знаний, но и особая форма мировоззрения, существенно отличает ее от частных наук. Фундаментальные философские концепции (в отличие от физических, химических, экономических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте («верифицировать»), но и опровергнуть («фальсифицировать»). Например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем для установления их истинности или ложности. Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обусловливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, её жизненные цели, идеалы, поступки.

Мировоззрение, в том числе и философское, включает в себя элементы знаний о мире. В зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Тем не менее, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека.

Однако философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное понимание смысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.