2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры
и философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к античному культурному наследию, а также с рождением нового гуманистического мировоззрения, отличного от средневекового религиозного миропонимания.
К основным социокультурным предпосылкам Возрождения можно отнести:
- развитие культуры, науки и образования в средневековых городах, крупных университетских центрах;
- появление первых элементов капиталистического хозяйства, в частности, бурное развитие торговли, банковского капитала;
- уменьшение власти церкви и начало процесса секуляризации (лат.saecularis – светский), то есть, освобождение от церковного влияния различных сфер жизнедеятельности людей и формирование светской, нерелигиозной культуры (литературы, искусства, философии);
- появление светской интеллигенции, постепенно заменяющей духовенство в сфере умственного труда;
- трансформация аскетической средневековой морали и постепенное изменение подходов к оценке сущности человека (от «сосуда греха» и «твари, которая ослушалась Творца» до «образа и подобия Бога» и его «самого совершенного творения»);
- как следствие - возникновение идей свободы личности, индивидуализма, формирование гуманистического мировоззрения;
- формирование в среде ученых и философов критического отношения к средневековой схоластике и обращение к наследию античной культуры и философии.
Ренессансная культура, таким образом, кардинально изменяет вектор своей направленности: от потустороннего сверхъестественного мира – главного объекта внимания со стороны средневековья – к проблемам и ценностям реального мира и живущего в нем человека. Вместе с тем, было бы ошибкой считать рассматриваемый период «эпохой благоденствия», торжества науки, абсолютной свободы личности и т.п. Эпоха Возрождения в европейской культуре – это сложный и противоречивый период борьбы светского начала с религиозным, противостояния науки и Римско-католической церкви, желающей, во что бы то ни стало, удержать свои прежние позиции в обществе. Инквизиция (лат.inquisitio - расследование) – судебно-следственный орган, созданный в Средние века католицизмом для борьбы с религиозными ересями, в ренессансный период переключился на борьбу с наукой и свободомыслием.
Возрождение, таким образом, это эпоха переходного типа, «мостик» между Средневековьем и Новым временем, выстроенный на базе античности. Поэтому ренессансную культуру можно охарактеризовать как синтез античной и средневековой христианской культур, давший импульс развитию западноевропейской культуре последующих эпох.
Основные идеи и принципы культуры и философии эпохи Возрождения:
- антропоцентризм – центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как «образ и подобие Бога», то есть наиболее совершенное природное существо;
- пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – представление о Боге как о безличной силе, повсеместно распространенной в природе; ренессансный пантеизм возник как реакция на средневековый теизм и теоцентризм, но он не имел антирелигиозной или атеистической направленности;
- индивидуализм – признание автономии и прав каждой личности в обществе, возможности для личности свободного выбора и ответственности за содеянное;
- гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу и счастье; уважение принципов справедливости и милосердия как норм взаимоотношений между людьми.
В эту эпоху кардинально изменилось отношение к проблеме человека. Возник, так называемый, «ренессансный антропоцентризм», согласно которому центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как неотъемлемая часть и наиболее совершенное творение природы. Произошла замена основного объекта интеллектуальной деятельности: схоластическое постижение Божественного заменялось изучением человека и всего человеческого. Как следствие – формирование гуманистического мировоззрения, идеала гармонической, всесторонне развитой, свободной личности и небывалый расцвет во всех областях интеллектуального творчества и искусства.
В развитии философии эпохи Возрождения выделяют следующие основные направления: гуманистические идеи и концепции, социально-политические философские доктрины, религиозную философию и натурфилософию.
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- 1 Введение в философию
- 1.1 Предмет философии
- 1.2 Специфика философского мировоззрения
- 1.3 Структура философского знания
- 1.4 Функции философии
- 1.5 Основные философские проблемы
- 1.5.1 Онтологическая проблема: материализм,
- 1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,
- Вопросы для самоконтроля
- 2 История философии: мыслители и школы
- 2.1 Философские концепции Древнего Востока
- 2.1.1 Специфика древневосточной философии
- 2.1.2 Философия Древней Индии
- 2.1.3 Философия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Моизм и легизм
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2 Античная философия
- 2.2.1 Истоки и специфика античной философии
- 2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы)
- 2.2.3 Античный атомизм
- 2.2.4 Классический период античной философии:
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии
- 2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский
- 2.4 Философия эпохи Возрождения
- 2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры
- 2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая
- 2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
- Вопросы для самоконтроля
- 2.5 Философия Нового времени
- 2.5.1 Социокультурные предпосылки и специфика
- 2.5.2 Эмпиризм ф. Бэкона и механистический материализм т. Гоббса
- 2.5.3 Гносеологический рационализм:
- 2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:
- 2.5.5 Философия французского Просвещения XVIII в.
- Вопросы для самоконтроля
- 2.6 Немецкая классическая философия
- 2.6.1 «Критическая философия» Иммануила Канта
- 2.6.2 Объективный идеализм и диалектика г.Гегеля
- 2.6.3 «Антропологический материализм» л.Фейербаха
- Вопросы для самоконтроля
- 2.7 Зарубежная философия XIX – хх вв.
- 2.7.1 Философия марксизма
- 2.7.2 Философия позитивизма
- 2.7.3 Философия прагматизма в сша
- 2.7.4 Философия жизни в Германии хiх в.:
- 2.7.6. Философия психоанализа
- Вопросы для самоконтроля
- 2.8 Русская философия
- 2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии
- 2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв.
- 2.8.3 Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники
- 2.8.4 «Серебряный век» русской философии
- 2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе хiх в.
- 2.8.4.2 Философия «положительного всеединства» в.С.Соловьева
- 2.8.4.3 Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
- 2.8.5 Советский период в развитии русской философии
- Вопросы для самоконтроля
- 3 Основные проблемы
- 3.1 Онтология
- 3.1.1 Учение о бытии
- 3.1.2.Философское учение о материи
- 3.1.3 Движение как атрибут бытия
- 3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия
- 3.1.5 Универсальные связи бытия
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2 Сознание как философская проблема
- 3.2.1 Проблема возникновения сознания
- 3.2.2. Сознание и язык.
- 3.2.3 Сущность и структура сознания
- 3.3 Гносеология
- 3.3.1 Субъект и объект познания
- 3.3.2 Познавательные способности человека:
- 3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания
- Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Философия и методология научного познания
- 3.4.1 Специфика научного познания
- 3.4.2 Структура научного познания
- 3.4.3 Закономерности развития науки
- Вопросы для самоконтроля
- 3.5 Философская антропология
- 3.5.1 Биологическое и социальное в человеке
- 3.5.2 Основные факторы антропогенеза.
- 3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире
- 3.5.4 Проблема свободы
- Вопросы для самоконтроля
- 3.6 Социальная философия
- 3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
- 3.6.2 Природа и общество: от эволюции
- 3.6.3 Основные сферы общественной жизни
- 3.6.4 Проблема социального развития: формационная,
- Вопросы для самоконтроля
- 3.7 Философия исторического процесса
- 3.7.1 История как объект философского анализа:
- 3.7.2 Проблема социального прогресса
- 3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:
- Вопросы для самоконтроля
- Краткий словарь основных философских терминов
- 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26