logo
Основы философии- Студ- к экзамену / 2011 Основы философии-Учебное пособие

2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания

Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отношение мыслителей к природному миру, который наделялся «божественной красотой» и «божественной мудростью», поэтому изучение природных явлений стало рассматриваться как весьма достойная и необходимая цель человеческого познания.

У истоков ренессансной натурфилософии (философии природы) стоял «первый философ Возрождения» Николай Кузанский (Николай из Кузы; настоящая фамилия Кребс).

Николай Кузанский (1401 – 1464) кардинал, ученый и философ, автор многочисленных философских и математических трактатов («Ученое незнание», «О предположениях», «Об опыте с весами» и др.) был одним из наиболее последовательных пантеистов своей эпохи. Он полагал, что сущностью бытия является находящийся во всех вещах Бог. Бог как бесконечность и единство не противостоит конечным и состоящим из частей вещам, а тождественен с ними. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

С другой стороны, Николай Кузанский характеризовал Бога как «актуальную бесконечность» (то есть, бесконечность абсолютную, непостижимую), а мир – как «потенциальную бесконечность», где в процессе познания можно добиться некоторых успехов и достичь некого предела, но за ним всегда откроется новая непознанная реальность.

Николай Кузанский стремился подчеркнуть наличие в мире математических закономерностей: «Бог при творении мира расположил все мерой, числом и весом». Математическая гармония мироздания, особенно выраженная в геометрии, арифметике и музыке, является доказательством наличия Божественного разума в мире. При помощи математики Николай Кузанский даже пытался проиллюстрировать некоторые «божественные истины». Например, тринитарный догмат: «Божественная Троица» - это треугольник, имеющий три прямых угла, и являющийся, поэтому, бесконечностью. Аналогичным образом, Бога можно сравнить с бесконечным кругом.

Мир в понимании Николая Кузанского – это огромная «космическая машина», подобная организму, где камни – это кости, реки – жилы, растения – волосы, а животные – насекомые. Бог – это душа мироздания, обеспечивающая единство мира и его целостность. В духе гуманистических традиций эпохи мыслитель утверждал, что человек – это «второй Бог», имея в виду, прежде всего, человеческий интеллект и способность к созиданию, творчеству. Иисус Христос – это не богочеловек, а «человекобог», «максимум человека». В сближении человека с Богом в концепции Николая Кузанского проявилась одна из наиболее характерных черт ренессансного гуманизма – возвеличивание человека.

При жизни Николая Кузанского его идеи не оказали сколько-нибудь существенного влияния на духовную жизнь Италии, но через несколько десятилетий его гуманистический пантеизм получил дальнейшее развитие. Трансформация Бога из сверхъестественной, надприродной силы в силу, имманентную природе, побуждала ученых к поиску законов мироздания в самой природе, что привело к существенным сдвигам в области естественнонаучной мысли.

Естествознание эпохи Возрождения было непосредственно связано, во-первых, с практическими запросами эпохи (мореплаванием, военным делом, строительством, торговлей) и, во вторых, с искусством. В этот период центром сосредоточения науки были не только университеты, но и художественные мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов, чья деятельность требовала научного обоснования. Деятель искусства становился и ученым, объединяя в своем творчестве большинство основных областей науки того времени (медицину, математику, анатомию, механику, инженерное дело). Среди таких универсальных мыслителей особенно выделяют Леонардо да Винчи (1452 – 1519), называя его первым естествоиспытателем в истории европейской науки.

С периодом Возрождения совпала эпоха великих географических открытий (экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана), которая обусловила широкое развитие географии, а экспедиция Магеллана, кроме того, доказала, что Земля имеет форму шара.

Революционный переворот в XVI веке произвели космология и астрономия Николая Коперника (1473 – 1543), фактически утвердившие гелиоцентрическую систему мира и заложившие основу детерминистически-механистического мировоззрения XVII века. Большой вклад в последующее развитие новоевропейской науки внес итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642), один из основоположников точного естествознания, открывший закон инерции, законы падения тел и др.; с помощью изготовленного им телескопа открыл горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера. В книге «Диалог о двух крупнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой» (1632) он развил учение Н.Коперника о движении Земли, за что в 1633 г. был осужден судом инквизиции. Значительную роль в развитие астрономии сыграли открытия Иоганна Кеплера (1571 – 1630), в частности, открытие им законов движения планет Солнечной системы.

В области анатомии и медицины следует отметить научную деятельность Андрея Везалия (1514 – 1564), который в труде «О строении человеческого тела» впервые дал не умозрительное, а естественное описание анатомии человека.

Таким образом, успехи в естествознании эпохи Возрождения подготовили переход к новой науке и философии XVII в. (экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму).

В то время как в области естествознания делались первые шаги, в рамках натурфилософии предпринимались попытки целостного рассмотрения и истолкования природы. Среди крупнейших представителей ренессансной натурфилософии можно назвать немецкого врача, естествоиспытателя и философа Парацельса (1493 – 1541), положившего начало сближению медицины с химией, итальянского философа Бернардино Телезио (1509 – 1588), поставившего задачу опытного исследования природы в организованной им в Неаполе академии, а также крупнейшего представителя ренессансной натурфилософии Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548 – 1600) – итальянский философ и поэт. Будучи монахом доминиканского ордена, он покинул монастырь и уехал на север Европы, где в течение ряда лет читал лекции в Кембридже и Оксфорде, пропагандируя гелиоцентризм Николая Коперника, свои натурфилософские воззрения, а также разработанное им самим учение о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). По возвращению в Италию (1592) Дж. Бруно был обвинен в свободомыслии, пропаганде «коперниканской ереси», «пантеистической ереси» и других, противоречащих догматам римско-католический церкви «еретических» идей. В 1600 г. как «нераскаявшийся еретик» он был сожжен на площади Цветов в Риме.

Вслед за Николаем Кузанским, Джордано Бруно встал на позиции пантеизма. Он утверждал, что Бог «находится во всем и повсюду», следовательно, «природа – это Бог в вещах». Отождествляя понятия «природа» и «материя», Бруно, вопреки господствующей в схоластической философии аристотелевской традиции видеть источник активности только в «форме», а материю трактовать как нечто абсолютно пассивное и инертное, наделил материю активностью. Именно материя, «божественное бытие в вещах», является тем началом, которое «все производит из собственного лона».

Подобно другим ренессансным мыслителям, Бруно придерживался идеи тождества человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса): «Все вещи находятся во Вселенной и Вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас». Человек как микрокосмос неограничен в своих познавательных способностях, высшей целью которых Бруно считал достижение максимального единства всех знаний. Совершеннейшим математиком стал бы тот, «кто сумел бы свести к одному-единственному положению все положения, рассеянные в началах Евклида; превосходнейшим логиком – тот, кто все мысли свел бы к одной». Отвергая официальную церковную доктрину бессмертия индивидуальной души, Бруно верил в принципиальное бессмертие человека как частицы мироздания, полагая, что жизнь во Вселенной вовсе не ограничивается ее земными формами, а продолжается в иных разновидностях в бесчисленных звездных мирах.

Мировоззрение Джордано Бруно явилось наиболее последовательным вариантом ренессансной натурфилософии в преддверие появления нового научного и философского мировоззрения XVII века.