logo
Основы философии- Студ- к экзамену / 2011 Основы философии-Учебное пособие

3.5.1 Биологическое и социальное в человеке

Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия.

С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, - виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Современные исследования показали, что биологическое отличие человека от высших обезьян (на хромосомном уровне) составляет всего около 1%., и что в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к созидающей деятельности.

Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытиябытия социального. Вне общества, без особых социальных форм организации жизни, без культурной среды, в которой он усваивает язык, нормы нравственности, идеи и идеалы, навыки поведения, общения, деятельности и пр., человек – не более чем животное.

В повседневной жизни как синонимы часто употребляются понятия «человек», «индивид», «личность», но в действительности терминологически они вполне различимы и несут неодинаковую смысловую нагрузку.

Человек – понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры.

Индивид – понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих.

Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения.

Люди появляются на свет как индивиды (как отдельные представители человеческого рода), обладающие индивидуальностью (то есть набором неповторимых, уникальных психофизических особенностей, способностей, задатков). Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социо-культурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.). Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит. И это не случайно: в европейских языках слово «личность» восходит к понятию «персона», что означало маску актера в театре. А в русском языке термин «личность» образован от слова «лик». Отсюда пошло выражение «потерять лицо», то есть утратить свой социальный статус, «упасть» в глазах других людей, потерять человеческое достоинство.

Выражения «сильная личность», «выдающаяся личность», «ничтожная личность» и т.п. свидетельствуют о том, что в понятии «личность» часто фиксируются те качества человека, которые вызывают уважение (или неуважение) со стороны других людей.

Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. В течение жизни те или иные качества личности могут быть утрачены, вплоть до так называемого «распада личности» вследствие алкоголизма, наркомании, тяжелых психических заболеваний. Юридически это фиксируется признанием недееспособности человека: он лишается гражданских прав, освобождается от судебной ответственности и т.п.

Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент). На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения. Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности. Есть данные, свидетельствующие о том, что наследственность в значительной мере определяет даже такие качества личности, как агрессивность, смелость и трусость, альтруизм и эгоизм, наклонность к алкоголизму и т.п. Однако фатальной неизбежности в развитии личности психофизиологические задатки не создают. Природные свойства организма – это биологический фундамент личности, который определяет возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы.

Таким образом, человек рождается как «дитя природы» и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он покидает «биологическую колыбель» и выходит на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также созданием и, одновременно, создателем общества и самого себя. В этом противоречии заключается одна из главных особенностей бытия человека.