logo
Основы философии- Студ- к экзамену / 2011 Основы философии-Учебное пособие

3.6.1 Общество как предмет философского анализа:

основные подходы и концепции

Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например, «круг людей, объединенных общностью положения, происхождения и интересов», «компания людей», «добровольное объединение людей для какой-то цели» и пр.), ни одно из которых не соответствует специфике философского подхода к изучению этого явления.

Прежде всего, следует отличать философский термин «общество» от таких понятий как «народ», «нация», «государство».

Нация – это форма общности людей, связанных, прежде всего, общим языком и культурой, а также происхождением.

Народ – форма общности людей (одной нации или нескольких), объединенных единой государственностью, экономическими, политическими духовными отношениями.

Государство – форма организации жизни наций и народов, проживающих на одной территории, основанная на праве и законе.

Философский подход к определению понятия «общество» предполагает исследование этого феномена, по крайней мере, в двух его основных аспектах: в его соотношении с природой и в его соотношении с человеком – носителем социальной формы движения материи. Соответственно, мы получим два определения общества:

– общество – это обособившаяся от природы и не сводимая к ней часть материального мира, включающая в себя как материальные, так и духовные процессы;

- общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.

На основании этого можно дать развернутое определение общества:

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм совместной жизнедеятельности людей.

Человеческое общество стало объектом философского анализа уже в древности. Вспомним, например, конфуцианство и легизм в Древнем Китае, социальные концепции Платона и Аристотеля. Наряду с анализом политических процессов (власть и управление в обществе), мыслители прошлого поднимали вопросы о специфике и сущности социальных явлений, их взаимосвязи с природой. Но наука об обществе – социология – появилась только в XIX в. и окончательно сложилась в ХХ веке.

Большинство концепций сущности общества и специфики общественных отношений можно разделить на три группы в зависимости от характера их подхода к анализу социальных явлений: идеалистические, материалистические и натуралистические.

Идеалистический подход к анализу общественных явлений господствовал в философии вплоть до 40-х годов XIX века. С позиций «исторического идеализма» основой и главной причиной развития общества является духовное, разумное начало.

В философских системах, стоящих на позициях объективного идеализма, эта роль отводилась Богу (Августин Аврелий, Фома Аквинский), Мировому Разуму (Г.Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Философы-материалисты прошлых эпох при анализе социальных процессов отступали от материалистических принципов, переходя на позиции субъективизма (субъективного идеализма), и усматривали источник всех социальных процессов в сознании человека. Они полагали, что в обществе, в отличие от природы, все зависит от идей, взглядов, теорий, которыми руководствуются правители, принимающие судьбоносные для страны решения (объявление войны, проведение реформ и пр.). Так, французские просветители XVIII века причины войн видели только в идейных мотивах деятельности людей (жажда славы и пр.), а возникновение государства объяснялось как результат сознательного договора между людьми (теории «общественного договора» Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо). Идеалистический подход к обществу не позволил этим мыслителям поставить вопрос о наличии объективной закономерности в общественном развитии; (это было сделано К.Марксом и Ф.Энгельсом в рамках материалистической концепции социальных процессов).

Материалистический подход к анализу общественных явлений предполагает, прежде всего, выделение в обществе двух классов явлений, материальных и духовных, и установления соответствующего взаимоотношения между ними. К.Маркс распространил основной принцип материализма (первичность материального начала в мире и вторичность духовного) на общество и историю: «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». То есть, материальные факторы общественной жизни (прежде всего – экономические отношения) определяют ее идейное содержание (господствующие в обществе взгляды, идеи, настроения, теории и пр.).

Принцип определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию конкретизируется и раскрывается в ряде сформулированных К.Марксом общесоциологических законов: в законе об определяющей роли способа производства материальных благ по отношению к социальной, политической и духовной сферам общественной жизни; в законе об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. При этом отмечается, что в отличие от законов природы, социальные законы реализуются только через деятельность людей, обладающих сознанием и волей и преследующих в своей деятельности, как правило, свои личные цели. Поэтому социальные законы носят статистический характер и проявляются в виде тенденций, определяя лишь основную линию развития, не охватывая множество случайных отклонений. Через эти «случайности» социально-историческая закономерность как бы «пробивает» себе дорогу, приводя, зачастую, к таким результатам, которых никто из людей не желал и не предвидел.

Материалистический подход к анализу общественных явлений позволил выявить повторяемость в общественном развитии и представить социальную эволюцию как закономерный процесс смены различных эпох («общественно-экономических формаций») в истории человечества.

Натуралистический подход, который называется также «географическим детерминизмом», рассматривает человеческое общество как естественное продолжение природных процессов и поэтому его развитие всецело определяется природными факторами. Например, французский философ XVIII века Шарль Монтескье считал, что климат и географическое положение страны предопределяют характер живущих в ней народов, общественные отношения, политический режим, тип государственного устройства. Русские мыслители XX века Александр Чижевский и Лев Гумилев тип общественного устройства и ход истории связывали с космическими природными процессами – ритмами солнечной активности (Чижевский) и космическими излучениями (Гумилев).

Как разновидность натуралистической интерпретации можно рассматривать организмический подход к обществу, представители которого анализируют общество как целостную систему по аналогии с живым организмом. Так, английский философ XVII в. Томас Гоббс уподоблял общественное устройство живому организму, где правитель – «душа государства», чиновники – «нервы и сухожилия», тайные агенты – «глаза и уши», деньги – «общественная кровь» и т.п. Мир в обществе трактовался как здоровое состояние общественного организма, а гражданская война – его тяжелая болезнь, способная довести государство до распада (гибели). Похожие взгляды развивал в XIX в. английский философ и социолог Герберт Спенсер. Он уподоблял общество телу животного, все части которого взаимосвязаны и только в своем единстве могут нормально функционировать.

В современной социальной философии и социологии, так или иначе, задействованы все подходы к анализу социума. Никто не отрицает значимости ни материальных, ни духовных (идеологических) факторов в общественной жизни, ни роли географических причин (климат, полезные ископаемые и пр.) в развитии стран и народов. Организмический подход ныне успешно применяется в рамках системного или синергетического анализа общества: рассматривая общество как единую целостную, способную к саморазвитию и самоорганизации систему, его называют социальным организмом. При этом отмечается, что, как и биологический организм, общество обладает особыми интегральными свойствами, отличными от свойств составляющих его органов. К таким свойствам, например, относится, способность к исторически длительному (на протяжении многих поколений) автономному существованию. Этой способностью не обладают никакие отдельные составные части социального организма: ни индивид, ни семья, ни какая-либо другая социальная группа или организация не способны к историческому существованию вне взаимодействия с окружающей ее социальной реальностью.

Таким образом, в социальной философии формируются основные теоретические позиции и подходы к изучению общества; её задачей является разработка общей теоретической концепции социальной реальности, на базе которой определяются объекты и методы исследования отдельных социальных наук.