logo
Основы философии- Студ- к экзамену / 2011 Основы философии-Учебное пособие

1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,

сенсуализм, рационализм и иррационализм

Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разделил всех философов на тех, кто признает познаваемость мира и на агностиков - отрицающих возможность человеческого разума проникнуть в суть вещей. Ранние формы агностицизма можно найти уже в древнегреческой философии. Так, представители гносеологического скептицизма, (напр., Пиррон из Элиды, ок.360 – ок 270 гг. до н.э.) выражали сомнение в возможности познания мира. А последователи школы софистов занимали позицию гносеологического релятивизма (напр., софист Протагор, ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.), настаивая на субъективности и относительности всех человеческих знаний.

Окончательное теоретическое оформление агностицизм получил в Новое время в концепциях английского мыслителя Д.Юма (1711 -1776) и представителя немецкой классической философии И.Канта (1724 – 1804).

Для философов, признающих познаваемость мира, главная гносеологическая проблема заключалась в ответе на вопрос о роли в процессе изучения мироздания основных познавательных способностей человека – органов чувств (зрения, слуха и т.д.) и разума (логического мышления). Особенно остро эта проблема встала в философии Нового времени в связи с потребностями развития науки, в первую очередь естествознания и математики. Наука, как известно, призвана не только констатировать отдельные факты, но и открывать общие законы. Можно ли на основе показаний органов чувств - неполных, а зачастую и ошибочных (например, зрение фиксирует «факт» неподвижности Земли и вращения вокруг нее всех небесных светил), выводить всеобщие и необходимые законы природы? Ответ на этот вопрос разделил философов на два противоположных гносеологических направления: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение), другое название - эмпиризм (греч. emperia – опыт) считал, что наука должна опираться на показания органов чувств («чувственный опыт») и устанавливать природные закономерности на основе логического обобщения эмпирических данных ( Ф.Бэкон, 1561 – 1626; Дж.Локк, 1632 – 1704 и др.).

Рационализм (лат. rationalis - разумный) настаивал на том, что показаниям органов чувств доверять нельзя, поэтому наука должна рассчитывать только на силу мысли: опираться на выработанные разумом общие понятия («врожденные идеи») и с помощью логического мышления формулировать законы природы (Р.Декарт, 1596 – 1650; Б.Спиноза, 1632 – 1677).

В XIX веке в постановке проблемы познания произошли новые сдвиги, связанные с разочарованием в идеалах прогресса, в том числе – научного. Вошло в моду отрицание ценностей науки, критика ее методов изучения действительности. В европейской культуре поднимается волна иррационализма.

Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) – философское направление, которое провозглашает источником знаний неподдающиеся рациональному объяснению формы познавательной деятельности: мистическую интуицию, сверхчувственное восприятие, «божественное откровение», медитацию и т.п. Позиций иррационализма придерживались представители таких философских школ как «философия жизни» (напр., А.Шопенгауэр, 1788 – 1860; Ф.Ницше, 1844 – 1860), экзистенциализм (напр., К.Ясперс, 1883 – 1969, Ж.-П.Сартр, 1905 – 1980) и др.

Необходимо, однако, отметить, что развитие науки, реальная практика научной деятельности не опирается на иррационализм и в принципе не может идти на его основе.