3.4.3 Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории.
Возникновение новых наук может идти разными путями.
Прежде всего, следует вспомнить, что многие современные науки (физика, химия, медицина, психология, социология и др.) «отпочковались» от философии, в недрах которой они зародились.
Формирование новых наук может быть связано с распадом единой общей науки о каком-либо сложном объекте на части, которые становятся самостоятельными отраслями научного знания. Например, биология, как общая наука о живых организмах, «породила» такие науки, как анатомия, физиология, эмбриология и пр. Химия дифференцировалась на неорганическую и органическую химию, физическую химию, аналитическую химию и т.д.
Новые науки могут появляться в результате собирания и объединения в одно целое знаний о каком-то одном классе объектов. Именно так, к примеру, складывается наука о науке – науковедение.
В новую науку могут оформиться результаты познания новых объектов, ранее неизвестных людям. Так, например, в XVIII веке изучение остатков доисторических животных дали начало палеонтологии.
Оформление какой-либо области знаний в отдельную науку часто вызывается «социальным заказом» - возникшей в обществе потребностью в решении какой-то задачи (именно так во второй половине ХХ века обрели статус самостоятельных наук экология, конфликтология и др.).
Основой для формирования новой науки может стать перенос методов исследования из одних наук в другие. В этом случае новая наука возникает на стыке между ними (так возникли астрофизика, физическая химия, генная инженерия и др.)
Новые науки образуются путем синтеза и обобщения с новой точки зрения материала различных наук; так возникают «комплексные» науки (кибернетика, культурология, экология и др.).
Возникновение нового знания может носить случайный характер, а может быть следствием сознательного процесса поиска нового. Целенаправленный процесс зарождения нового знания носит название научного поиска. Основными этапами научного поиска являются:
- постановка проблемы; Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Проблему нельзя трактовать как просто незнание, поскольку отсутствие знания еще не составляет проблемы. Кроме элемента незнания, в проблеме обязательно присутствует некоторое знание, например, знание того, что нечто новое присутствуют в предмете изучения.
- формулировка гипотезы. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез, порой полярных. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение гипотезы, её обоснование и проверка (теоретическая и практическая). При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы, научный поиск завершается научным открытием.
- научное открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. В самом общем смысле под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями. Научные открытия можно подразделить на эмпирические и теоретические. Под эмпирическим открытием следует понимать зафиксированный в эксперименте или в наблюдении научный факт (некое событие, свойство, отношение). Теоретическое открытие – это создание новой теории как системы логически упорядоченного знания.
Процесс развития научного знания может носить как эволюционный и революционный характер. Эволюционное развитие, не предполагающее какого-либо радикального обновления теоретического фонда знаний, заключается в расширении области приложений наличных теорий за счет их распространения на новые явления действительности.
Иной характер носит революционное развитие науки. Впервые этот процесс был проанализирован американским историком и философом науки Томасом Куном в работе «Структура научных революций». По мере развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности. В системе новых фактов могут быть не только аномалии, не получающие своего теоретического объяснения, но и факты, приводящие к парадоксам при попытках включить их в старые научные теории. Томас Кун, обозначая такие ситуации как начало научной революции, называет их аномалиями и кризисами. Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки и именуются парадигмами. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Новая парадигма, пришедшая на замену старой, выполняет эвристическую функцию, обеспечивая дальнейшее интенсивное развитие научных исследований.
При анализе причин развития науки, необходимо различать два ряды факторов, детерминирующих ее изменения: внутренние и внешние. Дискуссия об их значимости породила два историко-методологических подхода к решению проблемы роста научного знания: интернализм и экстернализм.
С точки зрения интернализма, развитие науки обусловлено внутренними закономерностями самой науки («идеи возникают только из идей»).
Экстернализм подчеркивает роль внешних, социально-исторических факторов в развитии науки (потребности общества, финансирование научных исследований, влияние на ученых социально-политических, культурных и мировоззренческих установок и пр.).
Однако, дилемма «интернализм - экстернализм» не является неразрешимой. Наука развивается в диалектическом единстве внутренних и внешних детерминаций. Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей, последовательность этапов развития науки, объективное содержание научных исследований. Внешняя детерминация определяет основные тенденции научных исследований в тех или иных социальных условиях, темпы развития науки, её цели и идеалы, место и роль в культуре.
Таким образом, в развитии науки диалектически сочетаются противоположные тенденции и процессы: преемственность и новаторство, периоды стабильности и эпохи революционных изменений, влияние внешних и внутренних факторов в ее развитии. Интерес к этим вопросам обусловлен тем обстоятельством, что современная наука – реальная духовная сила, влияющая на развитие современной цивилизации. Разумеется, в рамках небольшого раздела, невозможно охватить весь спектр философских проблем научного познания, однако обращение к дополнительной литературе поможет более глубоко понять этот сложный социальный феномен.
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- 1 Введение в философию
- 1.1 Предмет философии
- 1.2 Специфика философского мировоззрения
- 1.3 Структура философского знания
- 1.4 Функции философии
- 1.5 Основные философские проблемы
- 1.5.1 Онтологическая проблема: материализм,
- 1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,
- Вопросы для самоконтроля
- 2 История философии: мыслители и школы
- 2.1 Философские концепции Древнего Востока
- 2.1.1 Специфика древневосточной философии
- 2.1.2 Философия Древней Индии
- 2.1.3 Философия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Моизм и легизм
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2 Античная философия
- 2.2.1 Истоки и специфика античной философии
- 2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы)
- 2.2.3 Античный атомизм
- 2.2.4 Классический период античной философии:
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии
- 2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский
- 2.4 Философия эпохи Возрождения
- 2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры
- 2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая
- 2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
- Вопросы для самоконтроля
- 2.5 Философия Нового времени
- 2.5.1 Социокультурные предпосылки и специфика
- 2.5.2 Эмпиризм ф. Бэкона и механистический материализм т. Гоббса
- 2.5.3 Гносеологический рационализм:
- 2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:
- 2.5.5 Философия французского Просвещения XVIII в.
- Вопросы для самоконтроля
- 2.6 Немецкая классическая философия
- 2.6.1 «Критическая философия» Иммануила Канта
- 2.6.2 Объективный идеализм и диалектика г.Гегеля
- 2.6.3 «Антропологический материализм» л.Фейербаха
- Вопросы для самоконтроля
- 2.7 Зарубежная философия XIX – хх вв.
- 2.7.1 Философия марксизма
- 2.7.2 Философия позитивизма
- 2.7.3 Философия прагматизма в сша
- 2.7.4 Философия жизни в Германии хiх в.:
- 2.7.6. Философия психоанализа
- Вопросы для самоконтроля
- 2.8 Русская философия
- 2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии
- 2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв.
- 2.8.3 Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники
- 2.8.4 «Серебряный век» русской философии
- 2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе хiх в.
- 2.8.4.2 Философия «положительного всеединства» в.С.Соловьева
- 2.8.4.3 Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
- 2.8.5 Советский период в развитии русской философии
- Вопросы для самоконтроля
- 3 Основные проблемы
- 3.1 Онтология
- 3.1.1 Учение о бытии
- 3.1.2.Философское учение о материи
- 3.1.3 Движение как атрибут бытия
- 3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия
- 3.1.5 Универсальные связи бытия
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2 Сознание как философская проблема
- 3.2.1 Проблема возникновения сознания
- 3.2.2. Сознание и язык.
- 3.2.3 Сущность и структура сознания
- 3.3 Гносеология
- 3.3.1 Субъект и объект познания
- 3.3.2 Познавательные способности человека:
- 3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания
- Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Философия и методология научного познания
- 3.4.1 Специфика научного познания
- 3.4.2 Структура научного познания
- 3.4.3 Закономерности развития науки
- Вопросы для самоконтроля
- 3.5 Философская антропология
- 3.5.1 Биологическое и социальное в человеке
- 3.5.2 Основные факторы антропогенеза.
- 3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире
- 3.5.4 Проблема свободы
- Вопросы для самоконтроля
- 3.6 Социальная философия
- 3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
- 3.6.2 Природа и общество: от эволюции
- 3.6.3 Основные сферы общественной жизни
- 3.6.4 Проблема социального развития: формационная,
- Вопросы для самоконтроля
- 3.7 Философия исторического процесса
- 3.7.1 История как объект философского анализа:
- 3.7.2 Проблема социального прогресса
- 3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:
- Вопросы для самоконтроля
- Краткий словарь основных философских терминов
- 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26