Конфуцианство
Конфуцианство сыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II – I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи. Оно и сегодня продолжает выполнять мировоззренческие функции, существенно влияя на менталитет китайского народа.
Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя: Конфуций - это Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун.
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, поэтому главной идеей его учения было преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства.
Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. В китайской семье господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, поэтому Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»: 1)между государем и подданными, 2)между отцом и детьми, 3)между старшими и младшими братьями, 4)между мужем и женой и 5)между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу).
Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении имен», согласно которому каждое «имя» («государь», «отец», «сын», «учитель» и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения. С другой стороны, каких бы успехов на государственном поприще не добился человек, по отношению к своему отцу он останется сыном, по отношению к старому учителю – учеником и т.п. С точки зрения этой теории проявлением высшей степени собственной невоспитанности было бы показать учителю или отцу, что они ошибаются, что ты знаешь и понимаешь больше, чем они.
Идеальная личность в конфуцианстве называлась «благородным мужем»; им мог быть любой человек, независимо от происхождения, если он строго и неукоснительно следовал нормам конфуцианской морали и обладал тремя основными добродетелями: «жень» - гуманностью, «и» - чувством долга, «ди» - уважением к старшим. «Благородного мужа» Конфуций противопоставлял «низкому человеку» (невоспитанному): «Благородный муж думает о долге, низкий человек - о выгоде, благородный муж управляет собой, низкий человек пытается управлять другими, благородный муж требователен к себе, низкий человек – к другим» и т.п. Интересны мысли Конфуция о развитии человека, его изменчивости: «Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Благородный муж движется вверх, низкий человек катится вниз».
До сих пор не решен однозначно вопрос о религиозном аспекте конфуцианства. Сам Конфуций не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить духам». Обряды почитания духов предков, которые практиковались в конфуцианстве, очень походили на современные государственные и гражданские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости. Поэтому не случайно конфуцианство сегодня называют «светской религией».
Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными. После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей политической системы. Особенно это проявилось в системе экзаменов, которые сдавали будущие чиновники, претенденты на государственные должности. Экзаменующийся должен был продемонстрировать свое знание конфуцианского учения и уметь применять его принципы при решении различных политических проблем. Этот порядок просуществовала в Китае до 1905 г., когда он был заменен европейской общеобразовательной системой.
В западноевропейской культуре конфуцианство стало известно благодаря деятельности католических миссионеров-иезуитов в XVII – XVIII вв. Многие конфуцианские идеи нашли в Европе признание, в частности, весьма популярным стало конфуцианское выражение «все люди братья». Переосмысленные в духе философии Просвещения, идеи конфуцианства оказали влияние на Вольтера и его теорию «просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система, разработанная Конфуцием, повлияла на формирование практики проведения экзаменов в Европе.
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- 1 Введение в философию
- 1.1 Предмет философии
- 1.2 Специфика философского мировоззрения
- 1.3 Структура философского знания
- 1.4 Функции философии
- 1.5 Основные философские проблемы
- 1.5.1 Онтологическая проблема: материализм,
- 1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,
- Вопросы для самоконтроля
- 2 История философии: мыслители и школы
- 2.1 Философские концепции Древнего Востока
- 2.1.1 Специфика древневосточной философии
- 2.1.2 Философия Древней Индии
- 2.1.3 Философия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Моизм и легизм
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2 Античная философия
- 2.2.1 Истоки и специфика античной философии
- 2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы)
- 2.2.3 Античный атомизм
- 2.2.4 Классический период античной философии:
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии
- 2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский
- 2.4 Философия эпохи Возрождения
- 2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры
- 2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая
- 2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
- Вопросы для самоконтроля
- 2.5 Философия Нового времени
- 2.5.1 Социокультурные предпосылки и специфика
- 2.5.2 Эмпиризм ф. Бэкона и механистический материализм т. Гоббса
- 2.5.3 Гносеологический рационализм:
- 2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:
- 2.5.5 Философия французского Просвещения XVIII в.
- Вопросы для самоконтроля
- 2.6 Немецкая классическая философия
- 2.6.1 «Критическая философия» Иммануила Канта
- 2.6.2 Объективный идеализм и диалектика г.Гегеля
- 2.6.3 «Антропологический материализм» л.Фейербаха
- Вопросы для самоконтроля
- 2.7 Зарубежная философия XIX – хх вв.
- 2.7.1 Философия марксизма
- 2.7.2 Философия позитивизма
- 2.7.3 Философия прагматизма в сша
- 2.7.4 Философия жизни в Германии хiх в.:
- 2.7.6. Философия психоанализа
- Вопросы для самоконтроля
- 2.8 Русская философия
- 2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии
- 2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв.
- 2.8.3 Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники
- 2.8.4 «Серебряный век» русской философии
- 2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе хiх в.
- 2.8.4.2 Философия «положительного всеединства» в.С.Соловьева
- 2.8.4.3 Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
- 2.8.5 Советский период в развитии русской философии
- Вопросы для самоконтроля
- 3 Основные проблемы
- 3.1 Онтология
- 3.1.1 Учение о бытии
- 3.1.2.Философское учение о материи
- 3.1.3 Движение как атрибут бытия
- 3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия
- 3.1.5 Универсальные связи бытия
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2 Сознание как философская проблема
- 3.2.1 Проблема возникновения сознания
- 3.2.2. Сознание и язык.
- 3.2.3 Сущность и структура сознания
- 3.3 Гносеология
- 3.3.1 Субъект и объект познания
- 3.3.2 Познавательные способности человека:
- 3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания
- Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Философия и методология научного познания
- 3.4.1 Специфика научного познания
- 3.4.2 Структура научного познания
- 3.4.3 Закономерности развития науки
- Вопросы для самоконтроля
- 3.5 Философская антропология
- 3.5.1 Биологическое и социальное в человеке
- 3.5.2 Основные факторы антропогенеза.
- 3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире
- 3.5.4 Проблема свободы
- Вопросы для самоконтроля
- 3.6 Социальная философия
- 3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
- 3.6.2 Природа и общество: от эволюции
- 3.6.3 Основные сферы общественной жизни
- 3.6.4 Проблема социального развития: формационная,
- Вопросы для самоконтроля
- 3.7 Философия исторического процесса
- 3.7.1 История как объект философского анализа:
- 3.7.2 Проблема социального прогресса
- 3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:
- Вопросы для самоконтроля
- Краткий словарь основных философских терминов
- 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26