3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Но центральное место занимает оценка знаний с точки зрения их истинность или ложности.
Истина – это гносеологическая категория, которая характеризует отношение знаний к реальности, к объекту познания. Истина – это знание, соответствующее реальности, знание, представляющее собой правильное отражение действительности. В случае несоответствия знания действительности это будет заблуждение или ложь.
Заблуждение как непреднамеренное искажение действительности – неизбежный элемент познавательного процесса, вызванный исторической ограниченностью научного познания, неразвитостью научной практики. Важнейшей объективной причиной заблуждений в процессе познания является скрытость, неочевидность сущности вещей; человеку непосредственно даны лишь явления, а они не только не совпадают с сущностью, но даже «маскируют» ее. Именно так в древности возник геоцентризм – одно из крупнейших астрономических заблуждений. Анализ причин заблуждений в науке предпринял в свое время Ф.Бэкон (2.5.2).
Ложь, в отличие от заблуждения, – это сознательное, преднамеренное искажение истины в корыстных целях, а распространение заведомо ложного знания называется дезинформацией. Вся история человеческого познания – это история поиска истины и борьбы с ложью и заблуждениями.
Представление об истине как о знании, которое соответствует реальности, сложилось еще в Древней Греции. Например, Платон писал: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет». Основателем трактовки истины как соответствия объекту познания считают Аристотеля. Такое учение в настоящее время называют классической концепцией истины или корреспондентной теорией истины (от англ. correspond – соответствовать).
Помимо классической концепции в философии существуют другие подходы к пониманию истины. В одних истинность знания связывают с его согласованностью, непротиворечивостью (когерентная теория истины, от лат. cohaerentia – связь, согласованность), в других – с его практической полезностью (прагматическая теория). Указанные свойства знания, несомненно, очень важны, и классическая теория истины их не отрицает. Действительно, в ходе познания нередко сначала констатируют некоторый факт (по Платону – в соответствии с тем, каков он есть), потом суждение о нем стремятся согласовать с другими имеющимися данными, а затем встает вопрос о пользе и практическом применении полученного знания.
Однако истина остается истиной независимо от того, согласуется она с другими знаниями или противоречит им, полезна она или вредна.
В рамках классической концепции были выявлены основные свойства истины – это ее объективность, конкретность, абсолютность и относительность.
Объективность истины означает, что ее содержание соответствует действительности и не зависит от познающего субъекта, от его мнения и желаний. При этом необходимо понимать, что «независимость» от субъекта познания носит относительный характер. Абсолютной независимости истины от человека быть не может уже потому, что понятие «истина» применяется только для характеристики человеческих знаний. Исследуемый предмет сам по себе не может быть «истинным» или «ложным», он просто существует как объект познания. Кроме того, именно человек решает, что ему изучать, то есть он ведет поиск истины там, где считает нужным. Объективные истины, которые мы постигаем – это человеческие истины. Они соответствуют объективной реальности лишь в той мере, в какой реальность «дана» человеку на его уровне познания, и в той мере, в какой способы человеческого познания позволяют ее постичь (например, микроорганизмы существовали всегда, но открыть их существование стало возможным только с изобретением микроскопа). Человек задает истине форму, которая может представить объективную информацию в определенной системе знаков и смыслов (например, закон всемирного тяготения можно выразить и в словах, а можно записать с помощью математической символики). Однако в содержании знаний не должны отражаться политические, философские, религиозные или иные пристрастия человека. Объективность истины – следствие предельной честности ученого, для которого даже «отрицательный результат – тоже результат».
Истина всегда конкретна. Соотнесение знаний с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях. Поэтому нельзя говорить об истинности знания, взятого абстрактно, то есть без учета этих условий. Если, например, условия получения экспериментальных данных точно не зафиксированы, то об истинности этих данных нельзя сказать ничего определенного. Принцип конкретности истины требует подходить к любым фактам, выводам, умозаключениям с учетом реальных условий и конкретной обстановки.
Всякая истина одновременно и относительна, и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание соответствует предмету с разной степенью точности и полноты. Истина как цель познания и его результат не дается познающему субъекту сразу, полностью, в законченном виде. Еще Гегель отмечал, что истины – это не монеты, которые можно взять и положить в карман, а наука – не склад готовых истин. Постижение истины – это процесс движения знания от ограниченного, приблизительного к знанию более глубокому и точному.
Под относительной истиной понимается недостаточно точное и полное знание о предмете, то есть, знание, которое требует уточнения и дополнения в ходе последующего изучения данного явления. Относительность истины не обесценивает ее и не превращает в ложь или заблуждение. Например, утверждение, что Земля шарообразна, является с точки зрения современной науки относительной истиной (говоря более точно, Земля представляет собой эллипсоид вращения). Но при изготовлении глобуса отличие Земли от шара не имеет никакого значения, более того, отклонение от шарообразной формы в этих масштабах привело бы к менее адекватному изображению нашей планеты.
Абсолютная истина - это точное, полное, законченное знание. Однако в реальности практически все истины имеют относительный характер, ибо они ограничены конкретными условиями изучения объектов и поэтому остаются в каких-то отношениях неточными и неполными. Но вместе с тем в каждой истине есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некого конкретного вопроса. Эта «крупица» абсолютной истины и есть то, что придает относительным истинам объективный характер. Если бы в человеческих знаниях совсем не было элементов абсолютной истины, они были бы сплошным заблуждением.
Иногда под абсолютной истиной понимают исчерпывающие знания обо всем, что существует в мире. Однако абсолютная истина в этом смысле слова есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его, поскольку движение к абсолютной истине в указанном смысле нельзя представлять в виде простого суммирования бесконечного числа относительных истин. Некоторые истины, считавшиеся ранее абсолютными, приходится уточнять. Другие истины оказываются непригодными для решения новых задач. При разработке новых теорий происходит переоценка прежде существовавшего знания: что-то отбрасывается, а что-то приобретает новое истолкование.
Для диалектического понимания истины в равной степени неприемлемы как догматизм, возводящий какие-то истины в абсолют, так и релятивизм, отрицающий в наших знаниях что-либо абсолютное (следовательно, и объективное). Догматическая тенденция может привести к застою познания, к неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться элемент истины. Релятивизм в вопросах истины – это путь к скептицизму (всеобщему сомнению) и агностицизму (отрицанию познаваемости мира).
Одной из важнейших проблем в гносеологии является проблема критериев истины, то есть способов, по которым можно отличить истинные знания от заблуждений или ложных представлений.
В познании применяются различные критерии истины. Среди них выделяется логический критерий, под которым понимается логическая последовательность мысли, ее строгое следование законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения. Однако наиболее важным критерием истины считается практический критерий.
Практика - это материальная деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Основными видами практики являются:
- материально-производственная практика (деятельность людей в области промышленного производства и в сфере сельского хозяйства);
- социальная практика (деятельность людей по изменению общественных отношений: реформы, революции, классовая борьба и т.п.);
- научная практика (познавательная деятельность: наблюдение, эксперимент).
В ходе практического взаимодействия с действительностью у человека возникает потребность в получении знаний и возможность не только их получать, но и проверять их истинность. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.
Практика – источник познания, его цель и движущая сила. Из конкретных практических потребностей людей когда-то зародились первые знания о природе и возникли науки: математика, медицина, астрономия, военное искусство и т.д. Практика ставит цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных для человечества задач (так, например, уже в наши дни из потребностей практики возникли такие науки как экология, конфликтология и др., направленные на решение глобальных проблем современности).
Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.
Практика поставляет познанию основные материальные средства исследования и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.
Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.
Именно потому, что практика позволяет проверить и оценить результаты познания, она выступает как критерий истины. Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии выявить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Особенно это проявляется в таких областях, как космические исследования, изучение микромира, генома человека, его психики и т.п., - там, где уровень развития практики на сегодняшний день не позволяет подтвердить, или опровергнуть все существующие гипотезы.
Границы истинностной оценки. Понятие «истина» применимо не к любым идеям, теориям, представлениям. Существуют продукты интеллектуальной деятельности человека, истинностная оценка которых невозможна. К ним относятся:
- представления людей о ценностях и идеалах (нравственных, художественных, социальных, политических и других);
- продукты художественного творчества, вымыслы и фантазии (если только они не выдаются автором за фотографически точное описание действительности);
- мировоззренческие положения (философские, религиозные), которые выдвигаются для объяснения действительности, но не могут быть в принципе верифицированы (подтверждены) или фальсифицированы (опровергнуты), потому что ни логика, ни практика не способны дать для этого достаточно убедительного основания. Убежденность в их истинности или ложности может быть основана только на вере. Вера в истинность каких-либо идей, убеждение в их правильности – важнейший стимул человеческой деятельности, однако ее необходимо сочетать со здравым смыслом, чтобы не превратиться в догматика или безумного фанатика, который не принимает ничего, что не укладывается в его веру.
Таким образом, понятие «истина» не является универсальным, его применимость ограничена, и пользоваться им необходимо с осторожностью, не утрачивая критичности своего мышления.
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- 1 Введение в философию
- 1.1 Предмет философии
- 1.2 Специфика философского мировоззрения
- 1.3 Структура философского знания
- 1.4 Функции философии
- 1.5 Основные философские проблемы
- 1.5.1 Онтологическая проблема: материализм,
- 1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,
- Вопросы для самоконтроля
- 2 История философии: мыслители и школы
- 2.1 Философские концепции Древнего Востока
- 2.1.1 Специфика древневосточной философии
- 2.1.2 Философия Древней Индии
- 2.1.3 Философия Древнего Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Моизм и легизм
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2 Античная философия
- 2.2.1 Истоки и специфика античной философии
- 2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы)
- 2.2.3 Античный атомизм
- 2.2.4 Классический период античной философии:
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии
- 2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский
- 2.4 Философия эпохи Возрождения
- 2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры
- 2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая
- 2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
- Вопросы для самоконтроля
- 2.5 Философия Нового времени
- 2.5.1 Социокультурные предпосылки и специфика
- 2.5.2 Эмпиризм ф. Бэкона и механистический материализм т. Гоббса
- 2.5.3 Гносеологический рационализм:
- 2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:
- 2.5.5 Философия французского Просвещения XVIII в.
- Вопросы для самоконтроля
- 2.6 Немецкая классическая философия
- 2.6.1 «Критическая философия» Иммануила Канта
- 2.6.2 Объективный идеализм и диалектика г.Гегеля
- 2.6.3 «Антропологический материализм» л.Фейербаха
- Вопросы для самоконтроля
- 2.7 Зарубежная философия XIX – хх вв.
- 2.7.1 Философия марксизма
- 2.7.2 Философия позитивизма
- 2.7.3 Философия прагматизма в сша
- 2.7.4 Философия жизни в Германии хiх в.:
- 2.7.6. Философия психоанализа
- Вопросы для самоконтроля
- 2.8 Русская философия
- 2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии
- 2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв.
- 2.8.3 Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники
- 2.8.4 «Серебряный век» русской философии
- 2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе хiх в.
- 2.8.4.2 Философия «положительного всеединства» в.С.Соловьева
- 2.8.4.3 Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
- 2.8.5 Советский период в развитии русской философии
- Вопросы для самоконтроля
- 3 Основные проблемы
- 3.1 Онтология
- 3.1.1 Учение о бытии
- 3.1.2.Философское учение о материи
- 3.1.3 Движение как атрибут бытия
- 3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия
- 3.1.5 Универсальные связи бытия
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2 Сознание как философская проблема
- 3.2.1 Проблема возникновения сознания
- 3.2.2. Сознание и язык.
- 3.2.3 Сущность и структура сознания
- 3.3 Гносеология
- 3.3.1 Субъект и объект познания
- 3.3.2 Познавательные способности человека:
- 3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания
- Вопросы для самоконтроля
- 3.4 Философия и методология научного познания
- 3.4.1 Специфика научного познания
- 3.4.2 Структура научного познания
- 3.4.3 Закономерности развития науки
- Вопросы для самоконтроля
- 3.5 Философская антропология
- 3.5.1 Биологическое и социальное в человеке
- 3.5.2 Основные факторы антропогенеза.
- 3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире
- 3.5.4 Проблема свободы
- Вопросы для самоконтроля
- 3.6 Социальная философия
- 3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
- 3.6.2 Природа и общество: от эволюции
- 3.6.3 Основные сферы общественной жизни
- 3.6.4 Проблема социального развития: формационная,
- Вопросы для самоконтроля
- 3.7 Философия исторического процесса
- 3.7.1 История как объект философского анализа:
- 3.7.2 Проблема социального прогресса
- 3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:
- Вопросы для самоконтроля
- Краткий словарь основных философских терминов
- 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26