logo search
filosofia не редактированные

34. Личность.Проблема свободы и ответственности личности.

Личность – человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Научное понимание Л. опирается на марксистское понимание человека в качестве биосоциального существа, сущность к-рого составляет совокупность общественных отношений. Л. - человек как «преломление» социального в индивиде. Каждый отдельный человек - Л. постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Само существование человека в качестве общественного существа необходимо предполагает взаимодействие людей, не только действие социальных условий и др. людей на данного человека, но и обратное воздействие данного человека на социальные условия, на др. людей. Развитие людей в качестве Л. имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивидов и зависит от них, однако совершается оно гл. обр. в об-ве, в к-ром каждый человек есть и объект и субъект деятельности. Т. обр., всякий человек есть Л. Но развитие Л. может быть различно. Каждый из индивидов находит в качестве объективных условий развития себя как Л. уже имеющуюся определенную историческую форму об-ва. Широта и глубина развития индивида как Л.-это широта и глубина усвоения им социального и вместе с тем превращение социального в форму деятельности индивида, а значит, и изменение, созидание самого социального. Исторические формы и типы об-ва есть также исторические формы и типы Л. При первобытнообщинном строе люди еще живут преимущественно за счет добычи средств к жизни и производства средств добычи, они находятся в значительной степени в непосредственном природном единстве друг о другом и с природными условиями своего существования, а потому и сами себя еще во мн. не ог-личагот от природы и не выделяются друг от друга как общественные существа. В классово антагонистических об-вах возникает и развивается разрыв между природными условиями существования людей, условиями производства и самим их существованием, нарастает разрыв между людьми и природой, между классами людей и между индивидами, усиливается обособление отдельного человека и от природы, и от др. людей, он все больше осознает себя в качестве особой Л. Развитие Л. в об-ве, основанном на антагонизме классов, совершалось и совершается антагонистически. Об-во, основанное на частной собственности, подавляет и уродует развитие Л., гл. обр. большинства, принадлежащего к эксплуатируемым классам. С уничтожением капитализма и построением социализма открываются принципиально новые возможности развития Л. На основе создания материально-технической базы коммунизма, в процессе развития коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека, активной жизненной позиции Л. формируется целостная, всесторонне развитая Л., духовно богатая, морально чистая и физически совершенная. Постепенно все члены об-ва становятся сознательными творцами истории, а следовательно, глубоко развитыми Л. Л. изучается различными науками: напр., этика рассматривает нравственное сознание и поведение Л., педагогика решает задачи воспитания Л. и т. д.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название "экзистенциализм", т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления - и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.