logo search
История и философия науки

6.3. Проблемные ситуации в науке

Вопрос о том, с чего начинается научное исследование, был предметом многочисленных споров и дискуссий (например, эмпириков и рационалистов). В прошлом, да и отчасти и сейчас широко распространено мнение, что исследование начинается с наблюдения фактов и только потом создаются гипотезы и теории для их объяснения. Против него в западной философии науки решительно выступал К. Поппер, который доказывал, что для наблюдения нужно избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему. Проблема выступает связующим звеном между наблюдением и теоретическими построениями, создаваемыми для их объяснения. Современная философия науки описывает движение научно-познавательного процесса как гносеологическую цепочку:

Вопрос – проблема – гипотеза – теория, которая скрепляет развивающееся научное знание.

Проблема (от греч. problema – задача, трудность, преграда) – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но, то, что нужно познать. Иначе говоря, что знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два этапа процесса познания – её постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих факторов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения. Как считает К. Поппер наука начинается не с наблюдения, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблема возникает, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теории, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, т.е. проблемной ситуации (выступающий в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние не способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которой формируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе соответствует свои характерные формы проблемных ситуаций. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. В современной философии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым условиям:

Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:

Теория наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна, теория постиндустриального общества Д. Белла и др. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систем законов, выражающую сущность изучаемого объекта, во всей его целостности и конкретности. К числу основных функций теории можно отнести следующие:

Любая теория имеет следующие основные особенности: