5.2.2 Методы эмпирического исследования
Эмпирическое исследования выявляет и фиксирует относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию. К основным формам эмпирического знания относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Основные методы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание.
Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающихся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскоп, телескоп, фото- и кинокамерой и т.д.). С развитием науки наблюдение становится наиболее сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие системных методов и приемов; обективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те их них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т.е. наиболее представительную группу фактов. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.
Эксперимент (лат. experimentum – опыт, проба, испытание) – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующие изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или становится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие. Данные эксперимента так или иначе «теоретически нагружены» - от его постановки до интерпретации его результатов. Основные особенности эксперимента:
более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
возможностью рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от случайных и побочных влияний или путем изменения, варьирования условий эксперимента;
возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.); контроль; интерпретация результатов.
Структура эксперимента:
экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);
объект эксперимента, т.е. явление, на которое осуществляется воздействие;
система приборов и другое научное оборудование, приборы как своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно;
методика проведения эксперимента;
гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению.
Две взаимосвязанные функции эксперимента: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций.
Классификация экспериментов. Выделим некоторые основания классификации. К разновидностям экспериментов относят:
по условиям проведения – естественные и искусственные;
по целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые и др.;
по количеству факторов – однофакторные и многофакторные;
по характеру объектов – физические, химические, биологические и социальные.
Широкое распространение в современной науки получил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций.
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта). Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Описание – фиксация разнообразных сведений, полученных в ходе наблюдения, измерения (сравнения) или эксперимента с помощью искусственных языков науки. С помощью описания происходит закрепление результатов эмпирического исследования и трансляция их в процессе научных коммуникаций. По мере развития науки меняется и характер этой процедуры – она приобретает все большую строгость, все чаще выступает в виде количественного описания при помощи таблиц, графиков, т.е. в виде протоколов наблюдения, представляющих собой результаты различных измерительных действий.
- Министерство культуры российской федерации
- Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения
- История и философия науки
- Содержание
- Введение
- Разделi Общие проблемы философии науки
- Тема 1. Предмет философии науки как особый раздел философского знания
- 1.1. Особенности предметной сферы философии науки
- 1.2. Наука и философия и их взаимосвязь
- Литература
- Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации
- 2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности
- 2.2. Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества
- 2.3. Формы вненаучного знания
- Литература
- Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- 3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации
- 3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего Востока
- 3.3. Античная философия и наука
- 3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья
- 3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения
- 3.5.1. Реформация и её влияние на науку
- 3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания
- 3.6. Наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки
- 3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
- 3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
- 3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки
- Литература
- Тема 4. Основные концепции философии науки
- 4.1. Первый этап развития позитивизма
- 4.2. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм)
- 4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)
- 4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)
- 4.4.2. Методология научно-исследовательских программ
- 4.4.3. Концепция научных революций т. Куна
- 4.4.4. Эпистемологический анархизм п. Фейрабенда
- Литература
- Тема 5. Структура и методы научного познания
- 5.1.Научное знание как сложная развивающаяся система
- 5.2. Методы научного познания
- 5.2.1. Общелогические методы и приемы
- 5.2.2 Методы эмпирического исследования
- 5.2.3. Методы теоретического исследования
- Литература
- Тема 6. Динамика научного познания
- 6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм
- 6.2. Эволюционно-кумалитивистская и революционно-антикумалитивистская модели развития науки
- 6.3. Проблемные ситуации в науке
- 6.4. Становление развитой научной теории
- Литература
- Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- 7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке
- 7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний
- 7.3. Научная рациональность и ее исторические типы
- Литература
- Тема 8. Особенности современного этапа развития науки
- 8.1. Постнеклассическая наука, ее принципы и тенденции развития
- 8.1.1. Освоение самоорганизующихся синергитических систем и новые стратегии научного поиска.
- 8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку
- 8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки
- 8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
- 8.3 Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального знания
- 8.3.1 Этика науки. Проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых
- 8.3.2 Этические вопросы специальных наук
- 8.4 Роль науки в преодолении глобальных проблем современности
- 8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества
- 8.5.1 Информатизация как предпосылка формирования информационного общества
- 8.5.2 Информационное общество и проблема глобализации
- Литература
- Тема 9. Наука как социальный институт
- 9.1. Понятие науки как социального института
- 9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
- 9.3. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе
- 9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм
- 9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика
- 9.6. Наука и власть, проблемы государственного регулирования науки
- Литература