Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
А) киники отождествляли добродетель и благо, занимаясь в основном этическими проблемами, уделяя мало внимания теории познания. Добродетель – сокращение потребностей, независимость от общества и государства; в разуме важно только то, что непосредственно влияет на практическую жизнь, в совершении поступков человек руководствуется своим разумом. Киники призывали жить в соответствии с личными моральными критериями, а не с законом, не признавали общественные законы, призывали к отмене собственности (оказали влияние на раннее христианство и стоицизм).
Показательно в этом плане и учение киников (циников), считавших себя последователями Сократа. Наиболее известный из них — Диоген из Синопы, решивший жить, как собака, в огромной бочке. По другим сведениям — в большом кувшине; они употреблялись в древности при погребениях.
Б) скептики полагали всякое знание недостоверным, отрицали абсолютный и всеобщий характер добра и зла, достоверное знание о морали невозможно, утверждали вечный поиск, вечное недовольство разума. Скептицизм можно разделить на крайний и умеренный (пробаблизм):
Крайний: отрицает возможность всякого достоверного знания, основатель Пиррон не оставил после себя никаких сочинений. Умеренный: отрицает возможность достоверного знания о чём-либо определённом, допуская возможность познания в других областях.
В чисто философском плане стоицизм тесно смыкается со скептицизмом, суть которого — сомнение относительно возможности постичь мир. Всякое знание, полагают скептики, недостоверно.
В) стоики воспринимали мир как единое тело, живое и расчленённое, переплетение элементов материализма и идеализма; мир – живой организм, наделенный огненной душой, всё существующее телесно и различается только «глубиной» и «тонкостью» материи, в мире всё творится по внутренней абсолютной необходимости. Свобода воли, согласно Зенону, проявляется, только если человек живёт в согласии с природой; уравнивание перед лицом мирового закона всех людей. Стоики призывали человека не быть покорным судьбе, своей нравственностью увеличивать общее благо.
Как определенная философия оно было изложено греческим мыслителем Пирроном, но наибольшее распространение стоицизм получил в Римской империи, и прежде всего в самом Риме. Наиболее видные выразители римского стоицизма — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий
Г) эпикурейцы отрицали теологию и бессмертие души, проповедовали этический индивидуализм, ярко выраженную практическую направленность. Миссия философии – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями, вздорными желаниями. Начало и конец блаженной жизни – в наслаждении. Эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, наслаждение – мерило блага.
Желания:
естественные и необходимые (голод, жажда и т.п.)
естественные, но не необходимые (изысканные яства)
вздорные (жажда славы, богатства)
Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легкодостижимым минимумом («Проживи незаметно»)
Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.