Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
Философия – история самосознания человеческой культуры – мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.
Философия появляется на той ступени истории, когда в связи с развитием общественных отношений начинается разложение мифологического сознания. Первые философские системы возникают более или менее одновременно в культурах Индии, Китая и Др. Греции (7-6 века до н. э). В новых условиях "место" человека определяется в значительной степени не традицией и связанными с ней нормами жизни, а собственной активностью человека, при чем успех его целенаправленной деятельности зависит от того, сумеет ли человек охватить существующие независимо от него и не укладывающиеся в рамки обыденного сознания реальные связи окружающей его динамической социальной обстановки. Все это и создает предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, противопоставления субъекта и объекта, при чем субъект отличает себя от мира и выступает в качестве деятеля. Отсюда вытекал основной вопрос философии о соотношении материи и духа, бытия и сознания.
Философия с греческого означает любовь к мудрости. Впервые это понятие употребил Пифагор (VI-V вв. до н.э.). Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Поэтому и на Руси философов называли любомудрами (буквальный перевод на русский язык).
Эпоха откладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи – свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.
Античность (VI в. до н. э. – III в. до н. э.) Тип философствования – созерцательный. Главный философский интерес – космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса – умственный (абстрактно-духовный) труд. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.
Средневековье (IV–XIV вв.) Главный тип философствования – умозрительный, философский интерес – Бог. Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но он еще не относится к отдельной личности. Источник бытия, блага и красоты – Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.
Переход от cредневековья к Новому времени – Возрождение (XIV–XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы – поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек – творец, художник. Антропоцентризм.
Новое время (XV–XIX вв.). Тип философствования – деятельностный, философский интерес – человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая монархов у власти буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом – идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек – автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.
Новейшее время (XX в.) Тип философствования – социально-экологический, философский интерес – язык.
Итак, каковы же основные этапы становления и развития философии? Основным принципом, который был положен в основу данной периодизации, это принцип совпадения исторического и логического, т.е. история развития философии совладает с ее логикой становления и развития.
I - предфилософские учения на Древнем Востоке (Египет и Вавилон – конец III- нач. II тысячелетия до н. э.).
Индии (V – VI вв. до н. э.); Китай –(IX – XI в до н. э.)
II Античная философия - (конец VII – нач. VI вв. до н. э. – I – IV вв. н.э.)
III Средневековая религиозная философия (I – IV вв. н.э. – XIII в. н.э.)
IV Философия Эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.).
V Философия Нового Времени (XVII – XVIII вв.).
VI Философия Просвещения (XVIII – нач. XIX в.).
VII Классическая немецкая философия (XVIII – XIX в.).
VIII Современная философия (30 – е гг. XIX – по настоящее время).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.