Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
Древнеиндийская философия (III - II тыс. до н.э. - Ш-IV вв. н.э.) в своём развитии прошла несколько этапов:
- Ведический период (ХV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно — «знания») - религиозно-философские трактаты. Веды и комментарии к ним делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады
- Эпический период (VI - II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- Период сутр (Ш в до н.э. - VII в. н.э.): Сутры (изречения, афоризмы) - краткие философские трактаты
В Индии процесс зарождения философии назывался "эпохой брожения умов", т.е. временем кризиса сословного строя. Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Индийская философия систематически излагалась в сутрах Вед – наиболее древнем литературно-философском произведением индийской мысли и основе религии индуизма. Это первые священные книги древней Индии, писавшиеся в течение нескольких веков. Структура вед: гимны, молитвы, заклинания, жертвенные формулы.. Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э), ритуальные тексты, араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),Упанишады - "знания, полученные у ног учителя" (до II тыс. до н.э.) Упанишады - диалог учителя с учеником. Доминирование проблемы первопричины, первоначала бытия.
Для древнеиндийской школы характерны:
1. внимание к вопросам поиска сущности человека и окружающего мира;
2. признание тождества между микро- и макрокосмосом;
3. признание существование нескольких уровней бытия: телесный уровень состоит из жизненного я, уровень, состоящий из сознания, состояние, обобщающее в себе все три уровня - "атман" Духовное начало - Брахман. «Атман есть Брахман». Атман - всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Сведение всех вещей к единому целому. Интуиция рассматривается как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.История - это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Цель эволюции - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. «майя» - сознание сновидения, мираж. Шесть классических школ: Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта, Ньяя.
Буддизм первоначально не содержал никакого стремления к философским проблемам, считая их пустым времяпрепровождением. Человек невыносимо страдает, и заниматься надо только практическими вопросами избавления от страданий. Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.. Принципы «Восьмеричного пути»: правильное понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильное умение; правильное внимание; правильное сосредоточение.
Джайнизм. Основатель вероучения – Вардхамана (599 (540) – 527 (468) гг. до н.э.). Миром движет всеобщий закон, а не воля Бога-творца. Цель джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение от кармы и сансары путем обретения «Трех жемчужин»: 1) правильное воззрение, или видение истины; 2) правильное познание; 3) правильное поведение. Источник существования реального мира — четыре элемента материи: воздух, огонь, вода, земля, которые мы воспринимаем при помощи ощущений. К ним добавляются пространство и время, а также особые причины движения и покоя (дхарма и адхарма).
Отметим, что индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Тем не менее, можно выделить ряд отличительных моментов, которые характерны для большинства школ и направлений. В целом можно говорить о «морально-спиритуалистическом, характере философии, но такая характеристика требует разъяснения. Философская мудрость практически направлена на жизнь человека. Она выступает не только как теория, а еще образ жизни, руководство жизнью. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяет смысл жизни. Большинство, философских систем древней Индии пессимистичны. Они указывают на зло и его причины в мире, пронизаны чувством беспокойства, неудовлетворенности миром. Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о причине страданий и о самом страдании, но намечает пути к прекращению страдания. Попытка вывести человека из бездны отчаяния, дать ему шанс на спасение приводила к мысли о некоем вечном нравственном миропорядке как воплощении справедливости, действие которого распространяется даже на Богов и выражается в .законе Кармы. Усилиями настоящей жизни судьба может быть преодолена. Вселенная выступает как арена, где человек сражается с судьбой, совершает определенные деяния и получает за них воздаяние как в реальной жизни, так и в будущих рождениях. Главная причина нашего страдания и зависимости заключается в незнании. Освобождение от страдания достигается через Познание истины и действий в практической жизни. Чтобы познать истину, необходимо применять особую технику сосредоточения посредством самоконтроля. Индийская этика не сводится к аскетизму и умерщвлению естественных склонностей человека, но утверждает, что «низшее должно подчиняться высшему». Следует воздерживаться от нанесения вреда всему живому, лжи, воровства, стяжательства. Высшая цель жизни — освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства. Таким образом, сделаем вывод о мировом общекультурном значении древнеиндийской философии.
Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнеиндийское общество делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древнейший памятник индийской литературы - Веды. В них выражено весьма древнее религиозной мировоззрение. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята).
Джайнизм в своей главной части - учение, указывающее путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель - “святость”, особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Буддизм возник в VI-V вв до н.э. как учение, враждебное древней религии брахманизма. Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Буддизм выдвигает следующие краеугольные положения: 1)жизнь исполнена страданий; 2)существует причина возникновения страданий; 3)имеется возможность прекращения страданий в настоящей жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Локаята - древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.
Индуизм возник только в течение последнего тысячелетия в Западной Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.