19. Возникновение и развитие философии марксизма.
Критически переработав философскую теорию Гегеля, классиче-скую политэкономию А.Смита и Д.Рикардо и утопический социализм Р.Оуэна, А.К.Сен-Симона и Ш.Фурье, опираясь на материализм Л.Фейербаха, Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К.Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.
Для К.Маркса история человечества – это история развития человека и одновременно растущего отчуждения. Социализм же – форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем, для которого история человечества – это история человеческого отчуждения.
Философская концепция К.Маркса была создана в 40-ые годы XIX столетия и изложена в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года.Основная мысль работы – идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде. В процессе труда, особенно в условиях капитализма, человек не сознает своих собственных творческих сил. Предметы труда становятся человеку чужими и, в конечном счете, подчиняют его себе как независимые от производителя силы. Получается, что рабочий существует для производства, а не наоборот. Отчужденный труд вырывает у человека созданные им продукты, предметы труда, тем самым у него отнимается его родовая сущность. Из всех классов рабочий класс – наиболее отчужденный класс.
К.Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.
Переосмыслив диалектику Г.В.Ф.Гегеля, К. Маркс и Ф.Энгельс показали, что реальные диалектические процессы существуют и в природе, и в повседневной практической деятельности. Даже те ученые, которые открыто не признавали диалектику, пользовались в своих исследованиях диалектическим методом. В книге «Диалектика природы» Ф.Энгельс обосновал идею о том, что развитие естественных наук к середине XIX века подошло к диалектическому пониманию природы. Большое значение для развития марксистской философии имела классификация форм движения материи, которая дает схему общей картины природы.
Немецкий философ ХХ века Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К.Маркса – это радикальный гуманизм.
На смену К.Марксу и Ф.Энгельсу в конце XIX столетия пришла немногочисленная группа теоретиков, которые не играли ведущих ролей в руководстве национальных партий своих стран, но были тесно связаны с их политической и идеологической жизнью. Среди них следует выделить: А.Лабриолу , Ф.Меринга, К.Каутского и Г.В.Плеханова. Они стремились систематизировать диалектический и исторический материализм как всеобъемлющее учение о человеке и природе.
Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке, когда европейский капитализм начал соскальзывать с пропасть первой мировой войны. В.И.Ленин, Р.Люксембург, Л.Троцкий, Р.Гильфердинг, Н.Бухарин, Е.Преображенский и др. Этому поколению теоретиков предстояло сыграть ведущую роль в руководстве соответствующими национальными рабочими партиями.
Их внимание было обращено на два новых направления:
1. Изменения капиталистического способа производства, порождающие монополизацию и империализм и требовавшие нового экономического анализа.
2. Построение системы марксистской политической теории классовой борьбы.
Первая мировая война вызвала раскол среди теоретиков марксизма по вопросу отношения к ней. Единство и реализм II Интернационала, взлелеянного Ф.Энгельсом, были уничтожены в течение одной недели. По Европе прокатилась волна революционного движения. И его апогеем стала Октябрьская революция в России. В 1919 г. был основан III Интернационал.
В России после смерти Ленина ряды партии были постепенно очищены от последних соратников Ленина. Сталинизм непроницаемым колпаком накрыл советскую культуру.
В 1929 г. произошел крупнейший кризис капитализма, вызвавший массовую безработицу и усиление классовой борьбы. В Европе началось свертывание парламентской демократии с тем, чтобы ликвидировать самостоятельные организации рабочего класса. В ряде стран установились фашистские диктатуры, которые предназначались для подавления малейших проявлений сопротивления и независимости на фоне усиления межимпериалистических противоречий. В этих политических условиях завершается классическая традиция в развитии марксизма.
Становление западного марксизма произошло в период до и после второй мировой войны. Марксизм на Западе превратился в теорию, в своих важнейших аспектах совершенно отличную от предшествующего этапа.
В 60-ые годы ХХ в. во Франции в коммунистическом движении особой популярностью пользовались труды Луи Альтюссера. В Италии после освобождения от фашистской диктатуры стали быстро распространяться идеи марксизма, чему способствовала деятельность Гальвано Делла Вольпе.
Для развития западного марксизма характерно смещение интереса с экономики и политики в область философии и методологии науки. Влияние социологии М.Вебера, философии Б.Кроче и В.Дильтея привело в итоге в целом к враждебному отношению западной неомарксистской философии по отношению к естественным наукам, чего ранее в марксизме не наблюдалось. Под сомнение были поставлены поздние работы Ф.Энгельса, поскольку развитие естествознания опровергало некоторые выводы, которые в них были сделаны. Первую новую интерпретацию марксизма, сыгравшую существенную роль, представил Д.Лукач.
В марксистской философии Западной Европы стали преобладать работы по эпистемологии, эстетике и культурной надстройке в широком смысле слова. Темам исторического материализма, связанным с революционной борьбой пролетариата, сопутствовал последовательный пессимизм. Западный марксизм неизбежно становился все менее марксистским в той мере, в какой он был западным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.