Древнекитайская философия.
В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и др. Однако формирование философских течений относится к VI-V вв до н.э.
В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.
Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю”.
Даосизм - учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни.
Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.