Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии, - это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание.
Классическая истины
Классическим пониманием истины обычно называют образцовую, устойчивую концепцию, ведущую свое начало от Аристотеля. Основу классической концепции истины составляет принцип соответствия. Согласно этому принципу, истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. Классическая концепция истины является положительным ответом на вопрос о познаваемости мира. Существует несколько определений классического понятия истины: истина есть соответствие мыслей действительности, истина есть соответствие понятия (или представления) предмету, истина есть соответствие суждения факту и др. Во всех толкованиях классического принципа соответствия речь идет о соответствии субъективного образа предмету самому предмету. Конкретные представления о том, что подразумевается под субъективным образом предмета и самим предметом, варьируются в зависимости от общих мировоззренческих, онтологических и гносеологических установок философа.
Эта концепция имеет и слабые стороны. Это обнаружилось после того как И.Кант поставил вопрос о том, что такое объект сам по себе, вне нашего восприятия. Философия и наука 19-20 вв., опираясь на реальную практику научных исследований, главным образом в области естествознания. развивают идею И.Канта о том, что человек не может знать, что есть объект сам по себе, и наше познание является не отражением объективно существующей вещи, а, скорее, конструированием предмета познания. К слабой стороне классической трактовки следует отнести и тот факт, что она практически не применима в гуманитарных науках, также как и к оценке самих философских доктрин.
Прагматическая концепция
Основы прагматической теории истины закладывались Ч.Пирсом, У.Джексом, Д.Дьюи. Отрицая созерцательный образ жизни, идеологи прагматизма смыслом жизни человека считали дело, действие. С этой мировоззренческой установкой связано и специфическое понимание истины. Истинным считалось то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели (У.Джемс). Полагая, что сомнение вредит действию, Ч. Пирс считал, что успешное действие может обеспечить только вера. На место объективного знания Ч.Пирс поставил социально признанное верование. Отсюда истина понималась как верование, способное стимулировать успешное действие. В абсолютном смысле истиной он называл общезначимое принудительное верование, к которому по каждому изучаемому вопросу пришло бы беспредельное сообщество исследователей, если бы процесс исследования продолжался бесконечно.
Конвенционалистская концепция
Основатели конвенционализма А.Пуанкаре и П.Дюгем, определяя свое понимание истины, опирались на историю науки и собственную практику научных исследований. А. Пуанкаре делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основании теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора тех или иных наборов аксиом является удобство использования (аксиомы должны быть удобны для описания тех или иных фактов), простота аксиоматической системы. Выбор между научными теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи. Таким образом, теории не могут быть оценены как истинные или ложные, как соответствующие или не соответствующие действительности. Вместе с тем А. Пуанкре полагая, что отдельные гипотезы должны проходить проверку в опыте, и тем самым оставлял возможность для действия принципа соответствия.
Конвенционалистская концепция:
Истина есть продукт гласного или негласного соглашения между участниками познавательного процесса. Вопрос об истинности той или иной теории определяется научным сообществом, т.о. само согласие сообщества и служит критерием истинности. Для герменевтики здесь важной является «научная» нагруженность полученного знания. Одним из оснований принятия сообществом ученых какого-либо знания как истинного является его соответствие научному стилю мышления своего времени. Стиль мышления - это система канонизированных, общепринятых в научном сообществе норм и идеалов научного познания, он задает исходную иерархию ценностей в отборе познавательных средств, определении и постановке научных проблем, способе их разрешения. Каноны стиля существуют в качестве "неписаных правил", формой их существования является общественное мнение ученых. Таким образом, интерпретируя текст, необходимо придерживаться онтологических, гносеологических и аксиологических установок принятого в науке стиля мышления. В противном случае интерпретация будет считаться не приемлемой и, следовательно, - не истинной.
Априористская концепция:
Истина понимается как согласие мышления с его априорными (доопытными) формами Первый последовательный вариант априористской доктрины был разработан И. Кантом. Суть его подхода в том, что разум оказывается в состоянии находить в мире лишь такое истинное знание, какое сам туда же и вложил. Образно говоря, он сам задает себе правила познавательной игры, на основе которых им может быть разыграно бессчетное количество конкретных познавательных партий. Априоризм отсылает интерпретатора к трансцендентному: «вечным» ценностям, нравственному чувству (совести), вере. Познающий текст должен испытывать состояние внутреннего согласия с полученными результатами; природа этого состояния не исчерпывается ментальной сферой, предполагая погруженность в глубинные слои психики, обуславливающие те или иные предпочтения.
Экзистенциалистская концепция:
Истинным считается такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. Острие экзистенциального понимания истины направлено против догматизма и тоталитаризма как в жизни, так и сфере духа. Так, Н.А. Бердяев считал, что в философии истина вовсе не копирование действительности и не теоретическое доказательство, а прежде всего манифестация творческого начала мира, созидание чего-то нового в бытии. В этой связи маркерами истинности являются новизна и свобода интерпретации.
Постмодернистская концепция:
Истина не сводится ни к каким центрам и структурам и находится в исходном множестве смыслов и интерпретаций. Постмодернизм предполагает невозможность существования целостной и универсальной системы знания. Последнее может быть оценено лишь в контексте культуры, традиции и языка, знание является фрагментом множества локальных культурных контекстов, которые делают его возможным и задают ему смысл. Отсутствие жесткой программы императивов и идеологических ожиданий позволяет родиться множеству интерпретаций, которые обогащают текст. Именно в исходной множественности смыслов, интерпретаций и находится природа истины, не сводимая ни к каким центрам и структурам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. История философии
- Философия как форма духовной культуры, эволюция представлений о её предмете и функциях.
- Происхождение философии и основные этапы ее становления и развития.
- Протофилософия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы.
- Древнекитайская философия: особенности, важнейшие темы и основные школы.
- Древнекитайская философия.
- Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные проблемы, школы и представители.
- Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.
- Философские воззрения софистов и Сократа.
- Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.
- Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
- Особенности средневековой христианской философии и основные этапы ее развития.
- Философия эпохи Возрождения: гуманистические и натурфилософские идеи.
- 12. Становление философии Нового Времени: ф. Бэкон и р. Декарт. Проблема метода научного познания.
- 13. Развитие рационалистической философии Нового Времени в учениях б. Спинозы и г. Лейбница.
- 14. Развитие традиций эмпиризма в философии Нового Времени: т. Гоббс, Дж. Локк, д. Беркли, д. Юм.
- 15. Социально-философские учения Нового Времени: т.Гоббс, Дж. Локк., ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо
- 16. Философия Эпохи Просвещения.
- 17. Философия и.Канта: теория познания, этика, социально-философские идеи.
- 18. Философия г.Ф.Гегеля: диалектика и историософия.
- 19. Возникновение и развитие философии марксизма.
- 20. Философский иррационализм и волюнтаризм а. Шопенгауэра и ф. Ницше.
- Философия экзистенциализма.
- Позитивизм о.Конта: цели и задачи программы, место философии в системе позитивного знания.
- Философия постмодернизма: характерные черты, основные понятия и проблемы.
- Характерные особенности и основные этапы развития отечественной философской мысли.
- Раздел 2
- Философская онтология. Проблема бытия в философии.
- Философская категория бытия. Основные формы бытия
- Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии.
- Философское учение о материи.
- Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Проблема создания искусственного интеллекта.
- Сознание и бессознательное. Психоаналитическая модель личности з.Фрейда. Учение об архетипах к.Г.Юнга.
- Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Проблема истины в познании. Философские концепции истины.
- Субъект и объект познания. Познание и творчество.
- Структура и рост научного знания в философии постпозитивизма. Критерии научности. Соотношение философии и науки.
- 18. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.
- 19. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.
- 20. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме.
- 21. Личность, ее свобода и ответственность.
- 22. Основные проблемы философской антропологии.
- 23. Проблема смысла жизни в философском осмыслении
- 24. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера, «Свободное общество» ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).
- Глобальные проблемы современности: философское осмысление.