logo
Ответы по философии

Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).

Рассмотрим философские школы эпохи эллинизма - эпикурейцев, стоиков, скептиков.

1) Эпикурейцы.

Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикуровской философии. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

Таким образом, у материалиста Эпикура мы встречаем полный отказ от социального активизма, учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар.

2) Стоики.

К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона, Панетий Родосский, Посидоний и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека, его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий.

Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал. Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия - значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей Сенеки.

3) Скептики.

Сам термин «скептицизм» переводится как рассматриваю, исследую с сомнением. Основателем скептицизма считается Пиррон. Согласно его учению человек должен ответить на 3 вопроса: 1. Из чего состоят вещи? 2. Как мы должны к ним относиться? 3. Какую выгоду из нашего отношения к ним мы получим в итоге?

Однако, согласно Пиррону, на первые два вопроса никто из людей не может дать исчерпывающего и верного ответа. Ответ на третий вопрос таков: выгода, проистекающая из всяких суждений о вещах, - это невозмутимость и безмятежность, а это и есть счастье.

Таким образом, Пиррон является основателем скептицизма – философской школы, утверждающей сомнение в качестве абсолютного принципа мышления и настаивающей на относительности любого знания.