Философия Древнего Китая.
Собственно философская традиция Китая восходит к VI в. до н.э., когда появляется учение Конфуция. Основные его идеи изложены в книге "Лунь юй". Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает "Жень", или гуманность, человеколюбие. "Жень" нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. Для Конфуция "Жень" - это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное культурой. "Жень" раскрывается через категории "сяо" - цивилизованное, почтительное отношение к своим родителям, "ди" - распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, "чжун" (преданность) - цивилизованное отношение к вышестоящим - правителям, императору, собственной стране. Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории "Жень". Таковы категории "ли" (ритуалы, обряды, церемонии, с помощью которых люди выражают свои чувства), "и" (долг - справедливость, характеризующие практику выражения цивилизованных чувств в нужное время и в нужном месте). Наконец, концептуальным в структуре "Жень" выступает категория "цзюньцзы" - "благородный муж", воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.
Стратегическая цель учения Конфуция - не только воспитание совершенной личности, но и совершенствование управления государством. Искусство управления впрямую зависит от нравственных качеств управляющего. Тем самым Учитель Кун сближает этику с политикой и делает их основным объектом философских размышлений. И хотя, следуя традиции, Конфуций признает культ Неба, но он обсуждает не статус этой безличной силы, судьбы, закона в структуре бытия, а проблемы морального совершенствования личности. Этическая концепция Конфуция опирается на принцип взаимности. Отсюда максима конфуцианства: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды".
Значительное место в этой концепции занимает правило "золотой середины". По мнению китайского мыслителя, люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны, тогда как необходимо придерживаться правила "золотой середины" и избегать излишней осторожности и излишней несдержанности.
Согласно концепции другого выдающегося китайского философа Лао-Цзы, основополагающей категорией выступает Дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-Цзы, "пусто, но в применении неисчерпаемо". Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна Дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь - начало созерцательности, самоуглубления для постижения сути первосущего, столь характерное для большинства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна. Согласно Лао-Цзы, тот, "кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенно мудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда будет благополучие". Поэтому совершенно мудрый "не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается (самовольно) действовать".
Философская концепция бытия у китайских мыслителей, исходила из нескольких принципов. Во-первых, мир целостен, един, представляет собой бесконечный процесс становления. Во-вторых, особенностью китайского типа философствования является антропологическая направленность с акцентом на его морально-этические принципы. Такая особенность китайской философии наиболее полно проявилась в конфуцианстве. В-третьих, для китайского типа философствования важны образность, метафоричность и интуитивность, вызванные указанными выше особенностями, поскольку целое, единство бытия и небытия нельзя постичь наблюдениями или с помощью науки.
Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают друг друга, а взаимодополняют. Они ориентированы различным образом, по-разному решают проблемы гармонизации Космоса, но в своей сути направлены на совершенствование духовного мира личности. Китайская философская мысль сознательно не пошла по пути создания эмпирического знания, справедливо полагая, что нельзя усиливать физические и технологические возможности человека, не формируя достаточно высокого морально-этического уровня. В этой культуре не занимались формированием абстрактных теоретических инструкций, мыслители сосредоточили внимание на реальных проблемах человека и социума.
- Генезис философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Основной вопрос философии. Исторические формы идеализма и материализма.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Античная философия (общая характеристика).
- Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Притча о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепция.
- Философские учения эпохи Возрождения.
- Эмпиризм в новоевропейской философии 17 – 18 века (ф. Бекон).
- Рационализм в новоевропейской философии 17 – 18 века (р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- Философия и. Канта.
- Метод и система г. Гегеля.
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Философские воззрения к. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
- Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
- Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Феноменология э. Гуссерля.
- Основы философской герменевтики.
- Психоаналитическая антропология з. Фрейда и неофрейдизм (э. Фромм).
- Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Русская философия 19 века: западники и славянофилы.
- Русская философия 20 века.
- Философская система в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма: н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский.
- Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- Принципы и категории онтологии.
- Понятие материи в философии и науке.
- Философские концепции пространства и времени.
- Идея развития в философии.
- Исторические формы диалектики.
- Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
- Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
- Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.
- Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного познания.
- Методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- Проблема смысла жизни в философии.