logo
Ответы по философии

Понятие материи в философии и науке.

Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов свое­го смыслового наполнения. Первым этапом является натур­философское представление о материи в античной филосо­фии. Представления античных философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира, близки современному понятию материи. Вторым эта­пом стало представление об одухотворенной материи в пантеизме XVI - XVII вв. Третьим - представление о ма­терии как веществе в философии эпохи Просвещения. Именно в значении вещества современная наука использует термин «материя».

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы как одноименные (положительные) заряды, подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра.

Чет­вертый этап связан с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме.

Классическим в материалистической философии являет­ся определение материи, данное В. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, кото­рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Так, понятая материя является предельно широкой категорией, которая, может быть определена только через соотнесение с другой, предельно общей, категорией. Противоположностью мате­рии - объективной реальности является сознание, реаль­ность субъективная. Кроме того, в определении В. Ленина философское понимание материи очищается от любых кон­кретно-научных представлений о ней. Подобное отожде­ствление чревато мировоззренческими и научными проблемами. Так, например, сведение материи к веществу, т.е. частному представлению о ней в механистической философии и науке, привело на рубеже XIX—XX вв. к кризису и физике, выходом из которого стало новое понимание ма­териальности бытия. Тогда же был сделан принципиальный вывод о том, что материя может существовать в фор­мах, которые пока неизвестны науке и философии.

Противопоставляя материю как объективную реальность сознанию как субъективной реальности, материалисты тем самым признают действительность внутреннего мира чело­века, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов.

Определение материи как объективной реальности на­зывается гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание мате­рии как субстанции. В таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно. Отражение выступает атрибутом материи, поэтому сознание как высшая форма от­ражения также бытийствует, но лишь в атрибутивной форме. Сознание есть особое свойство материи - таково соотно­шение материи и сознания в материалистической онтологии. Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количествен­ном и качественном плане: ни одно из свойств или качеств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует, переходя из одной формы в другую. Источник движения и изменения находится в самой материи. Пред­полагается, что материя внутренне противоречива, и это противоречие выступает источником ее изменения.