logo
Ответы по философии

Общественный прогресс и его критерии.

В отличие от примитивного общества, где крайне медленные изменения растягиваются на многие поколения, уже в древних цивилизациях общественные изменения и развитие начинают осознаваться людьми и фиксируются в общественном сознании; одновременно возникают попытки теоретического объяснения их причин и стремление предвосхитить их характер и направление. Так, уже Платон и Аристотель создали первые циклические теории развития общества, в которых пытались объяснить смену правления в древнегреческих городах-государствах от деспотизма к аристократии, олигархии, демократии, анархии, тирании. По мере развития общества циклический характер общественных изменений распространялся и на другие сферы его жизни.

Всемирная история воспринималась как история расцвета, величия и гибели великих империй, сменявших друг друга на протяжении долгих столетий. Наиболее проницательные умы эпохи Просвещения к концу XVIII века пришли к убеждению, что новая эпоха в общественном развитии Европы далеко превзошла античность и является дальнейшей ступенью общественного развития. Так появились первые теории общественного прогресса во всемирной истории, подорвавшие представления о ее цикличности и утвердившие идею поступательного развития человечества.

Наиболее ярко это убеждение в универсальном характере общественного прогресса было изложено в книге Ж. А. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). В своей книге, которую он писал, скрываясь от смертного приговора, Кондорсе оптимистически рассуждал о будущем человечества, ставил своей целью "показать путем рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить... Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять.

На протяжении XIX века теория общественного прогресса стала ведущей как в академических трудах, так и в общественном мнении. В рамках концепций, отстаивающих прогрессивный ха­рактер исторического процесса, одной из главных является тема критериев прогресса. Одно и то же общество в зависи­мости от выбранного критерия может рассматриваться как прогрессивное или регрессивное. Так, например, Ж.Ж. Рус­со выдвинул тезис о том, что прогресс наук и искусств приносит непоправимый вред человеку, разрушая гармо­ничность и целостность его природного существования. Тем самым французский философ отметил противоречи­вый характер прогресса. К. Ясперс также утверждал, что прогресс науки, техники и производства не ведет к про­грессу самого человека.

Общество представляет собой сложную систему, вклю­чающую множество элементов, поэтому для определения прогрессивности или регрессивности общественного раз­вития уместно использовать комплексный критерий. Каж­дая из общественных подсистем требует собственного кри­терия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил; в политической - степень возрастания и реализации человеческой свободы; в социальной - уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов; в духовной - уровень возможностей самореализации челове­ка, степень духовности и гуманистичности общества. Ни один из названных критериев не может рассматриваться как самодостаточный. Прогрессивное развитие одной из подсистем общества не гарантирует аналогичного измене­ния другой. При выяснении прогрессивности или регрессивности исторической динамики необходимо принимать во внимание сложность общественной системы и многооб­разие связей, оказывающих влияние на жизнь людей.