Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление») писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Мир - это мир человека - таков исходный пункт философии Шопенгауэра. Мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяют видеть его мои представления.
Но мир отнюдь не только мой мир, он еще независим от меня, самостоятелен, объективен. Картина мира как представления, считает философ, двойственна, противоречива: в ней все упорядочено, но одновременно и условно, призрачно. Фактичность мира объективна, бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет. «...И все же мир сам ничего не знает о том, что он - мир. Это делает познающее существо...».
Шопенгауэр полагает, что воля проявляется в каждой действующей силе природы. Она имеет свои формы - пространство, время, причинность. Низшие силы объективации воли - тяжесть, непроницаемость, твердость, упругость, электричество, магнетизм, химические свойства и др. Все уровни неживой и живой природы пронизывают полярные, противоречивые силы воли. В мире животных, человеческом роде — везде проявляется «воля к жизни» через борьбу за жизнь. Мир как воля - это вечное становление, бесконечный поток.
Шопенгауэр восстает против господства над индивидами законов и норм. Он не принимает категорического императива И. Канта, который связан с «правами» разума, так как утверждает преимущество воли над разумом, иррационального над рациональным. Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире. А вот воля позволяет постичь мир изнутри, через нее человек связан с космической первоосновой мира. Не воля подчиняется разуму, а разум - воле. Добродетельность и разумность, по Шопенгауэру, - разнородные понятия. Он полагает, что в голосе сердца больше истины, чем в философских силлогизмах.
Философ считает, что существуют три основные пружины человеческих поступков, и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно, мотивы. Эти «пружины»:
— эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен);
— злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости);
— сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).
Место законопослушного гражданина в творчестве А. Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся к счастью индивид. Страдания же человека - в высшей степени серьезная вещь, задающая меру познания. Исследует Шопенгауэр и проблему свободы. Он отмечает, что понятие «свобода» при ближайшем рассмотрении отрицательно: как отсутствие преград, помех. Отсюда он называет три «подвида» свободы: физическая, интеллектуальная, моральная.
А. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы и нравственности, их непосредственном индивидуально значимом содержании. Именно по этой линии шло его основное влияние на последующее развитие философской мысли.
По мнению, Ф. Ницше, специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает его с биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.
Он считает, что человек - это «болезнь Земли», вряд ли «во Вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица», человек - мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное»; но надо создать подлинного, «нового» человека - «сверхчеловека», который дает цель, он победитель «бытия и ничто» и должен быть честным, но эту честность необходимо «сохранять прежде всего перед самим собой».
Проблема человека, его сущности и природы - это проблема его духа. «Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев», — пишет Ф. Ницше в работе «Так говорил Заратустра». Что есть дух? - спрашивает Ницше. Это и выносливость (верблюд), и отвага со свободой (лев) и утверждение своей воли (ребенок) - размышляет философ. Человек как Я - это созидающее, хотящее и оценивающее Я, которое есть мера и ценность, вещей. Конечной целью стремлений человека является не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь космична и биологична: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни должна проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.
Однако понятие «нового человека», или «сверхчеловека», стало основой фальсификации в фашистской Германии всей ницшевской философии. Особенно пострадала работа «Воля к власти», ибо была ею подготовлена в духе нацифицированного ницшеанства. В 1934 г. А.Гитлер (после вручения ему сестрой Ф.Ницше на память трости брата) обратил свое внимание на философа, признав в нем идеолога движения, которое возглавлял. Попала в ряд «предтеч» национал-социализма и работа Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Сегодня фальсифицированной, оболганной теории Ницше пришел конец: восстановлена ее подлинная сущность.
- Генезис философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Основной вопрос философии. Исторические формы идеализма и материализма.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Античная философия (общая характеристика).
- Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Притча о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепция.
- Философские учения эпохи Возрождения.
- Эмпиризм в новоевропейской философии 17 – 18 века (ф. Бекон).
- Рационализм в новоевропейской философии 17 – 18 века (р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- Философия и. Канта.
- Метод и система г. Гегеля.
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Философские воззрения к. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
- Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
- Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Феноменология э. Гуссерля.
- Основы философской герменевтики.
- Психоаналитическая антропология з. Фрейда и неофрейдизм (э. Фромм).
- Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Русская философия 19 века: западники и славянофилы.
- Русская философия 20 века.
- Философская система в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма: н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский.
- Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- Принципы и категории онтологии.
- Понятие материи в философии и науке.
- Философские концепции пространства и времени.
- Идея развития в философии.
- Исторические формы диалектики.
- Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
- Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
- Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.
- Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного познания.
- Методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- Проблема смысла жизни в философии.