Русская философия 20 века.
XX век новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР - все это произошло на глазах одного поколения.
В начале 20-х гг. официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности - сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого учения). Популярная брошюра Сталина (извлечение из "Краткого курса истории ВКП(б) "О диалектическом и историческом материализме") признавалась вершиной философского знания. Малейшие отступления от этого канона жестоко карались и преследовались. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили замечательные, выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.
Среди них были и убежденные марксисты (К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский (1863-1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г. Г. Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М. М. Бахтин (1895-1975), философ и физик В. В. Налимов (1910-1997). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная "История античной эстетики".
История философии, самой своей природой предназначенная быть сокровищницей общечеловеческой мудрости, оказалась одной из немногих областей философии, где в самые трудные времена сохранялась исследовательская традиция. В 60-80-е годы в стране сформировались историко-философские школы и направления, которые, опираясь на творческие традиции отечественной культуры, постепенно преодолевали негативные последствия философского изоляционизма. Не прерывался и становился более обстоятельным, освобождаясь от конъюнктуры, анализ философской классики.
Весьма существенные изменения произошли в изучении и интерпретации истории русской философии. Взгляды мыслителей, тяготевших к материализму, перестали подгоняться под марксистскую схему (диалектика, материализм и т.д.), а анализировались в их собственном историческом и идейном контексте. С 1989 года начали издаваться труды представителей русской религиозной философии, долгие десятилетия преданные забвению. Настоящим открытием явилась публикация до тех пор большей частью неизвестных источников по древней и средневековой культуре России. Вся история отечественной философской мысли стала выглядеть в ином свете: открылось богатейшее и мало изученное философское наследие.
В 90-е годы социально-политическая ситуация в России качественно изменилась. "Советская философия" прекратила свое существование. Ее путь был сложным и противоречивым, но в ней был не только идеологический официоз, в ней были и поиск, и размышления, и теоретические достижения. По некоторым направлениям она вообще находилась на уровне отнюдь не ниже мирового. В ней имелись различные направления, были выдающиеся мыслители и специалисты высокого класса. Признанием заслуг отечественной философии в развитии философской культуры XX века стало проведение в 1993 году в Москве XIX Всемирного философского конгресса, посвященного актуальной теме: "Человечество на переломном этапе: философские перспективы".
Однако некоторые радикалы от философии пытаются вообще зачеркнуть советскую философию, выбросить ее из истории, как будто она вообще и не существовала. Подобные попытки создают духовный вакуум, который заполняется эклектическим смешением разных концепций, ведет к эпигонству и духовному опустошению. Необходима преемственность, ибо нельзя начинать с нуля. Надо взять из прошлого все ценное и на этой основе двигаться вперед. Бесспорно лишь одно: мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.
- Генезис философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Основной вопрос философии. Исторические формы идеализма и материализма.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Античная философия (общая характеристика).
- Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Притча о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепция.
- Философские учения эпохи Возрождения.
- Эмпиризм в новоевропейской философии 17 – 18 века (ф. Бекон).
- Рационализм в новоевропейской философии 17 – 18 века (р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- Философия и. Канта.
- Метод и система г. Гегеля.
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Философские воззрения к. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
- Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
- Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Феноменология э. Гуссерля.
- Основы философской герменевтики.
- Психоаналитическая антропология з. Фрейда и неофрейдизм (э. Фромм).
- Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Русская философия 19 века: западники и славянофилы.
- Русская философия 20 века.
- Философская система в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма: н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский.
- Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- Принципы и категории онтологии.
- Понятие материи в философии и науке.
- Философские концепции пространства и времени.
- Идея развития в философии.
- Исторические формы диалектики.
- Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
- Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
- Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.
- Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного познания.
- Методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- Проблема смысла жизни в философии.