logo
Ответы по философии

Миф как объект философской рефлексии.

Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. По словам Х. Г. Гадамера, миф - это первомысли человечества. Именно в мифологической форме су­ществовали первоначальные ответы на вопросы об устрой­стве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее разверну­тый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении со­циума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности че­ловека.

Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверж­дали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума. В современной науке идет спор о соотношении обряда и ритуала, с одной стороны, и мифологического повествова­ния - с другой. Вопрос о связи между мифом и ритуалом, а также о генетической первичности того или другого оста­ется открытым. Определенно можно сказать только, что значительная часть ритуалов, существовавших у древнего человека или наблюдаемая этнографами в примитивных со­временных сообществах, сопровождается мифологическим повествованием. С другой стороны, не всегда удается найти обряды и ритуалы, которые соответствовали бы отдельным мифам в развитой мифологии, такой, например, как греческая.

Главным свойством мифологического сознания является синкретичность. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и при­роду. В мифологических представлениях все может быть всем. Существует и еще один оттенок смысла в термине «синкретичность». В мифе в нерасчлененной форме сосу­ществовали начала объективного знания о мире, зачатки религиозных верований, первоначальные основы искусст­ва. Затем в ходе развития культуры эти формы эмансипировались от мифа и обрели собственные четкие очертания. Вторая важная особенность мифологического сознания - нечувствительность к противоречиям. Мифологическое сознание совершенно безразлично относится к объектив­ной связи явлений, в мифологической интерпретации лю­бой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо другим. Следующей особенностью мифологического сознания является установление особого типа связей между явлени­ями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это метаморфоза (превращение). Предметы, явле­ния, люди, животные и т.п. превращаются друг в друга, следуя за прихотливой фантазией древнего человека. Во-вторых, это связи по ассоциациям. Мифологическому сознанию ничего не стоит соотнести дыхание и душу или сон и смерть. В-третьих, телеологичность. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к зара­нее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели. Еще одно важное свойство мифологического сознания - символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами, которые не имеют четко локализованных, однозначных смыслов. Кроме того, в отличие от абстрактных понятий, когда «дерево» означает все возможные деревья, символы всегда конкретны: «древо жизни» обладает вполне конкретными характеристиками и может быть одним из деревьев в ближайшем лесу. Свой­ство символичности проявляется и в действующем в мифе принципе олицетворения, персонификации. Важнейшая черта мифологического сознания - коллек­тивность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдельной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность. И последним свойством мифологического сознания, на которое следует обратить внимание, является авторитар­ность. Миф не оставляет возможности для личностного, свободного проявления индивида, не допускает критики по поводу своих положений, оставляя человеку лишь возможность воспроизведения предзаданных норм.

Миф не преодолевается полностью в ходе развития куль­туры. В современном коллективном массовом сознании, а также в индивидуальном обыденном проявляются фунда­ментальные черты первобытного мифа. Этот факт дает ос­нование сказать, что миф сохраняет свои позиции, модифи­цируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Безусловно, современный миф отличается от первобытного, однако эти отличия не отменяют его специфической природы, позволя­ющей идентифицировать данный тип сознания как мифологический. Миф не просто вернулся вместе с XX в., он продолжал существовать на протяжении всей истории че­ловечества в религии, искусстве, политике.