16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
Философия средних веков может быть условно разделена на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.
Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры…». В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого «апология» — защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения.
Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций.
Защитительные работы писались многими учеными мужами, исповедующими христианство; наиболее выдающимися трудами, сохранившимися до наших дней, были апологии Юстина, Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности (Сократ, Платон, стоики) предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости.
Наибольший интерес в истории философии вызывал Тертуллиан. Он представлял латинскую апологетику в отличие от Оригена, писавшего по-гречески. Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», «О плоти Христа») не представляют собой систему. Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума.
Тертуллиан активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Его величайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических поползновений.
Непримиримо выступал против соединения философии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Смысл его учения - истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность материального мира. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие—единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит человеческой жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси.
Большинство работ Тертуллиана посвящено практической этике, в основании которой лежит свобода и первородный грех. Следуя за апостолом Павлом, Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что его и приводит к первородному греху. Но это же дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл только там, где есть свобода.
Тенденции сближения христианства с философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Эта линия проявляется, в частности, у Климента Александрийского, который основал в Александрии в III столетии христианскую богословскую школу. Ее целью было не только защитить христианскую веру от ее противников, но и победить язычников и повлиять на них так, чтобы они сами обратились в христианство.
Непосредственный преемник Климента в руководстве александрийской школы, который еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с платонизмом, был Ориген. В своем учении Ориген наполнил христианские элементы неоплатоническими. В своем главном трактате «Об основных наставлениях» он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света, стоит между богом и человеком как посредник.
======================================================================
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.