6. Философия Сократа.
Сократ - первый философ - афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем "понаслышке", от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.
С. не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г . до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
======================================================================
- Учебное пособие по истории философии
- 1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.
- 2. Пифагорейский союз. Элеаты.
- 3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
- 4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
- 5. Эпикур: философские и этические взгляды.
- 6. Философия Сократа.
- 7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
- 9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
- 10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
- 11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
- 12. Гностицизм и манихейство
- 13.Сократические школы эллинизма
- 14. Философия стоицизма
- 15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
- 16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
- 17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
- 18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
- 20. Ранняя схоластика
- 21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
- 2. Фома Аквинский и расцвет схоластики
- 23. Поздняя схоластика.
- 24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
- 25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
- 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 26. Макиавеллизм и утопизм.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 28. Материалистическая философия Бэкона.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
- 30. Рационалистическая философия Декарта.
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
- 31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
- 32. Монадология Лейбница
- 33. Онтология и гносеология Канта.
- 34.Этические и политические взгляды Канта
- 35.Периодизация творчества Гегеля ????
- 36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
- 37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
- 38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
- 39. Философия жизни ф.Ницше
- 40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
- 41. Философский интуитивизм Бергсона
- 42.Американский прагматизм
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода.
- 44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- 45. Философские элементы джайнизма и буддизма
- - Буддизм и его основные идеи
- 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
- 47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- 48. Конфуцианство и легизм.